09:00
Unit studies. Как составить тематический блок

 

Составить тематический блок (unit study) под силу каждому — было бы время, терпение и огонёк. С опытом они будут становиться всё интереснее и слаженней. Чего нужно избегать при составлении тематического блока, и чего остерегаться, если вы пользуетесь уже составленным (а такие легко можно найти в интернете)?

Ниже переведены отрывки из книги Homeschooling Methods (Suarez), глава Unit Studies by Jessica Hulcy.

«Избегайте тематических блоков, которые упускают из виду главное.

Если блок вращается вокруг американской истории, а ради включения в тему биологии, вы бросаетесь в изучение флоры и фауны прудов, то вы потеряете смысл всей темы. Чтобы тематический блок был составлен хорошо, каждая его часть должна дополнять целое, а не отвлекать от него. Все занятия должны обогащать блок, идти от него и к нему. Вся тема должна быть

соткана так же тщательно, как единый кусок полотна. Какой смысл ткать что-то из пряжи, и пропустить рядок колючей проволоки?

 

Избегайте тематических блоков, которые пытаются вовлечь каждый предмет.

Иногда вплести каждый предмет в основную тему просто невозможно. Если вы изучаете атмосферное давление, не пытайтесь втиснуть туда для галочки изобразительное искусство. В то время как попытка нарисовать или раскрасить воздух будет пустой тратой времени, рисование с помощью трубочки не будет тратой времени. Ребёнок всосёт краску в трубочку, закроет отверстие пальцем, затем отпустит, и краска попадёт из трубочки на бумагу — таким образом он будет отрабатывать только что изученный принцип атмосферного давления. Это творческое занятие как раз поможет закрепить главную тему.

Посмотрим правде в глаза — в одних темах преобладает история или наука, в других художественное искусство и музыка. Некоторые же мамы не могут успокоиться, если каждый предмет не займёт ровно 30 минут для совершенного баланса. Такой перфекционизм только нарушает гармонию темы. »

Вот так многодетная мама, переехавшая в США из Украины, делится в своем блоге опытом создания тематического блока.

«Мне в руки попался большой иллюстрированный детский атлас, где карты стран были заполнены маленькими картинками всего, чем славится страна – растения, животные, выдающиеся люди, спорт, что выращивают, чем торгуют, и мн. др. Такие милые картинки – прелесть! И как со мной часто бывает, когда в руки попадается книга – на меня нашло вдохновение и… Остапа понесло. Клац-клац по клавишам интернета, бам-бам стопки книг из библиотеки, заказы на амазоне, планы на бумаге – мама составляет тематический блок по Скандинавии (она шла первой в атласе). Я подумала, что регионами изучать лучше, поскольку они достаточно похожи географией и культурой, связаны историей и мифологией. Я пересортировала много книг, стараясь найти те, которые бы передали лучше всего дух страны, интереснее всего информацию о ней. Поскольку мы стараемся поддерживать два языка и мои средние школьники (8 и 10 лет) ещё не очень сильны в английском, материалы будут на двух языках, но даже если вы выберете один, материала должно быть достаточно для знакомства со страной. Я решила не очень углубляться, чтобы не увязнуть.

Как мы это делали и как можно сделать:

— русские книги я читала вслух – это иностранный язык (для США), девочка постарше тоже может отлично читать по-русски. Для неё какие-то книги будут для самостоятельного чтения или чтения вслух брату. Пересказ

услышанного – любимая методика Шарлотты Мейсон. Всегда можно включить.

— обзорные книги по географии я читала вслух, хотя для старшей девочки это могло быть и самостоятельным чтением (English reading). Многие из сказок, которые я им читала (English language), старшая перечитывала сама.

— мы учили и наносили на контурную карту названия стран, столицы, горы, моря, проливы, дети рисовали флаг и картинки, характеризующие страну.

— можно в конце скандинавского блока поиграть в географическую игру – стать спиной к карте или закрыть глаза и повести мысленно корабль из, скажем, Рейкьявика в Хельсинки, называя все моря, проливы и т.п., которые повстречаются на пути.

— мы слушали на ютубе народную музыку и смотрели народные танцы

— можно приготовить национальные блюда, но мы этого не делали

— можно купить раскраски по мифологии или самим нарисовать героев мифов и саг (делали)

— можно включить в этот блок русское и/или английское письмо – переписывание лучших отрывков (copywork), пересказ, или просто переписывание. Это будет относиться к чистописанию.

— мы смотрели видео на ютубе с гейзерами, в том числе пояснительное. Очень наглядно и интересно. Можно прочитать небольшую книгу о гейзерах.

— Если вы знаете хорошие познавательные передачи на эту тему — посмотрите вместе. Всегда рекомендую просматривать, прежде чем давать детям. Жизнь полна сюрпризов!

— Мы уже читали про различные климатические пояса. Для тех, кто не читал, сейчас удобное время прочитать про тундру и тайгу. Их можно оставить и для России или Канады, если они в ваших планах.

— Можно прочитать книги про любых животных, рыб и птиц, характерных для этих стран: куница, росомаха, северный олень, лось, тупик, гага, лосось, форель, кит, медведь, песец. Если вы хотите прочитать про многих, берите книги покороче, чтобы не загрузнуть. Можно сделать lapbook с картинками этих животных.

Вы вольны выбирать, что вам нравится, укорачивать или дополнять – от этого блок не пострадает. Кроите на свой вкус.»

 

Итак, что такое " Unit studies"? Это метод организации и выбора материала для изучения. Это НЕ способ изучения конкретного предмета, каковым является, к примеру, чтение по буквам или по слогам или по целым словам. Тематические занятия также редко используются как ЕДИНСТВЕННЫЙ способ организации и выбора материала, потому что в них самих не встроены механизмы систематизации по каждому предмету. Они хорошо работают для определенных видов связываний занятий по разным предметам, а также для поддержания работы ребенка в тех предметах, которые "сами по себе" его не заинтересовали. Удобны тематические занятия

и как инструмент организации разноуровневой, индивидуализированной работы в группах.

Категория: КЛАСС | Просмотров: 116 | Добавил: aromat210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar