09:00
Ремесла Кыргызстана. Часть 4. Ювелирные украшения. Традиционная одежда

 

Ювелирные изделия.

Художественная обработка металла — один из древнейших видов народного искусства кыргызов. Особенно популярны в народе изделия из серебра, белого металла. Слово «ак» в кыргызском языке означает не только «белый». «Ак» — это истина, эстетический идеал, божество. Изначальное обладание серебром для кыргыза было как бы прикосновением к чему-то священному, завещанному предками. И лишь позже оно стало украшением, но еще долгое время серебро служило оберегом от злых сил, в то же время привлекая людей воплощенной в металле красотой.
Художественная обработка металла являлась чисто мужским ремеслом, но известны и женщины-зергеры (ювелиры). Кыргызские ювелиры использовали различные виды обработки металла: насечку по серебру и железу, штамповку, чеканку, ажурную просечную резьбу, зернь, эмали.
Ювелиры украшали конскую сбрую, мужские кожаные пояса (кемер), создавали серебряные женские украшения, являвшиеся обязательной принадлежностью национального костюма. В зависимости от возраста и социального положения, женщины носили разные украшения. Ювелирные изделия имели различное назначение. Количественный набор ювелирных изделий зависел от богатства семьи. Особенно много украшений носили девушки и молодые женщины. В кыргызском ювелирном искусстве много головных и накосных украшений. Подвески к косам (чач уштук) — любимое накосное украшение.
Интересны и своеобразны височно-нагрудные украшения (сойко, джель-бюрооч), надевавшиеся в торжественных случаях. Украшение состоит из двух крупных конусов с крючками, обвитых серебряной проволокой и соединенных цепочкой с мелкими листовидными пластинами. На груди цепочки обычно соединяются амулетницей треугольной или прямоугольной формы, украшенной узорами и полудрагоценными камнями.
Серебряные перстни и кольца (шакек) просты по форме, часто имеют овальную или ромбовидную пластинку по центру. Браслеты (билерик) чаще всего несомкнутые — витые или плоские, украшаются графичным узором.
Большим разнообразием форм отличаются пуговицы (топчу), служившие обычно и застежкой, и украшением одежды.

 

https://gde-juvelir.ru/wp-content/uploads/2017/06/15762598710136686_3744.jpg  

http://www.jewelry.kg/uploads/sholpy.jpg  

Традиционная кыргызская одежда.

Кыргызская одежда характеризуется многими своеобразными чертами, типичными для одежды кочевников.
Известный отпечаток на характер одежды кыргызов накладывает и климат высокогорной страны с его резкими колебаниями температуры, местами довольно суровой. Это вызывает потребность в различных видах тёплой одежды, используемой иногда и в летний сезон. Постоянный холод в отсутствие тёплого жилища заставляет кочевника быть всегда одетым в тёплую одежду, которую служат ему ватный халат и тулуп из овечьей шерсти. Натуральный в своей основе характер кыргызкого хозяйства оказывал большое влияние на одежду основной массы населения.
Основными принадлежностями мужской нательной одежды у кыргызов были распашная рубаха и шаровары. Распашную рубаху — жегде шили обычно из белой бязи или маты. Покрой её туникообразный к боковым краям пришивались слегка скошенные с двух сторон клинья, длина рубахи ниже колен, рукава закрывали кисти рук. Принято было пришивать ластовицы кештек.
Жегде начинали носить с шести- семи лет и не изменяли формы до конца жизни. Рубахи подпоясывались и носили поверх шаровар.
С начала XX в у кыргызов широкое распространение получает рубаха с прорезным воротом (узун жака).
Характеризуя мужскую нательную одежду можно отметить туникообразную рубаху с горизонтальным разрезом ворота — туура жака койнок с завязками или пуговицами на плечах. Такие рубахи ещё в начале XX века носили мальчики до того, как им надевали распашные жегде. В костюме духовенства рубаха с горизонтальной или слегка закругленной линией ворота, обычно обшитой орнаментированной полосой, бытует и теперь под названием муллача. Мужские шаровары шили из разного материала. Употребляли бязь, ткани домашнего производства, овечьи и козьи шкуры, сукно, бархат, плотные хлопчатобумажные ткани.
Большим разнообразием отличается мужская верхняя одежда типа халата. Без неё раньше выходить из дома считалось неприличным. В холодное время мужчины носили халаты, чапан, чепкен, тон, ичик.
У всех кыргызов, как и у многих народов центральной Азии, бытует шуба типа нагольного тулупа. Она является типичной мужской одеждой.
В более обеспеченных семьях зимней одеждой в прошлом была меховая шуба — ичик. Исходя из материальных возможностей, её шили из меха выдры, лисы, овцы, волка и носили без воротника. Ичик считался у кыргызов праздничной одеждой, его надевали редко. Среди скотоводов на севере Кыргызстана бытовала войлочная одежда типа плаща — кементай. Надевали его в холодное время года главным образом пастухи.
Обязательной деталью мужского костюма является пояс, которым подпоясывали верхнюю одежду. Наиболее распространены были кушаки — белбоо.
В южных районах для этой цели использовали платки.У богатых были распространены широкие кожаные пояса, отделанные серебрянными украшениями, с массивной пряжкой, напоминающими древне-тюркские наборные пояса.
К старинным головным уборам относится тюбетейка (бурма топу или такыя), входящая и ныне в состав костюма стариков кыргызов и узбеков.
Она является разновидностью тюбетейки — аракчын, служит нижним головным убором, надеваемым под верхний — калпак, шапку. В западных районах Ошской области среди головных уборов заняла свое место чалма салля. На востоке же области, где как и в других районах Кыргызстана, чалму называютселде, ее носят преимущественно представители духовенства и некоторые старики во время исполнения намаза. Материалом для чалмы служила обычно белая ткань ыстамбул, дака.
Старинным головным убором кыргызов является белая войлочная шляпа — калпак. Она издревна считается неотъемлемой принадлежностью народного наряда.
Основными принадлежностями женского костюма являются нательное платье и шаровары. Для платьев прошлого и начало нашего века характерно несколько признаков: их шили длинными, почти до ступни, рукава всегда кроили длиннее кистей рук. В платья вшивали ластовицы.

 

https://s25910.pcdn.co/wp-content/uploads/2016/10/Costumes-World-Nomad-Games.jpg


Разрез платья завязывался шнурочками (при отправлении в гости на праздник,и т.п. женщины к концу разреза ворота иногда прикрепляли кусок ткани, служивший носовым платком) или скрепляли серебрянной фибулой. Ее впервые надевала невеста и не снимала до конца жизни. Фибула передавалась по наследству.
Своеобразной, органически связанной с кыргызким женским национальным костюмом, является набедренная одежда в виде юбки с разрезом спереди, надевающиеся поверх платьев — белдемчи. В прошлом этот наряд бытовал у всех кыргызов. Непременной частью белдемчи является пояс — баш белдемчи. Его обертывают вокруг талии и закрепляют спереди завязками или пуговицами.
Он всегда широкий (6-18 см), длина его превышает обхват талии. Основу его составляет войлок (реже — вата), покрыты черной тканью, обычно бархатом.
К поясу пришивают юбку этек с разрезом стеганную на тонком слое шерсти.

 

 http://narynokmot.kg/wp-content/uploads/2018/03/IMG_8898-1.jpg
 

Белдемчи — одежда замужней женщины надевали ее обычно после появления первого ребенка. В условиях кочевого быта она была крайне необходимой. Не стесняя движений, она защищала от холода во время езды верхом на коне. Вышивали цветным шелком швом илме. Узоры веема разнообразны, чаще они состоят из завитков, называемых кочкорок. Белдемчи шили из черного и цветного бархата — красного, зеленого, голубого или ярких полосатых, либо узорных узбекских тканей.

 

https://img5.lalafo.com/i/posters/api/0f/fd/e85af64ddd067a043f6071adc4ee.jpeg


Старинной женской одеждой надо считать меховую шубу ичик, входившую и в состав мужской одежды.
Покрой их был одинаков. Наиболее распространенным видом женской зимней одежды в прошлом был чапан, имевший тот же покрой, что и мужской. Позднее женский чапан стали кроить с вырезной спинкой по талии.
Молодым женщинам и девушкам эту одежду шили из ярких полушелковых тканей. В XIX веке на юге Киргизии еще бытовали старинные женские головные уборы конической формы. К их числу относится — шокуло. Его шили из красного либо малинового сукна или бархата, подкладкой служила набивная мата, возможно, что в прошлом ее делали из войлока.
Шокуло имеет вид шлема и состоит из конической шапочки (высотой 25-28 см.) и пришитых к ней прямоугольных наушников и треугольной лопасти, спускавшейся на спину.
Общим головным уборам для женщин в 19 и начале 20 веке являлся элечек (тюрбан). На юге его называют элечек, илеки, калан. Он состоял из нескольких частей : шлемовидной шапочки, коралловых подвесок, платка, собственно тюрбана, украшений на нем и верхнего платка.
Плотно обхватывающая голову шапочка кеп такыя имела прямую линию у лба, с боков ее спускались наушники (жаак), а сзади пришивалась длинная полоса (куйрук), ложившаяся поверх спушенных по длинне кос.
Величина тюрбана зависела от благосостояния его владелицы. Богатые киргизки делали тюрбан из 20-30 м. белой ткани, и он достигал огромных размеров.
Сверху на тюрбан прикрепляли украшения, которые имели различную форму.
В 30-х годах, когда женщина начала заниматься общественно полезным трудом тюрбан почти вышел из употребления.
Платок стал основным как женским, так и девичьим головным убором.

Богатой, красочной вышивкой, выполненной разноцветными нитками, украшена одежда (распашная бархатная юбка — белдемчи).
Бесчисленные сумки, футляры, декоративные полотенца — сюлгу, мешочки, выполненные с большим мастерством и художественным вкусом, являлись важным украшением юрты, наглядно демонстрируя мастерство хозяйки, ее трудолюбие и тягу к прекрасному.
Видной составной частью творчества кыргызской мастерицы является плетение. Узорная тесьма из шерстяных нитей для крепления остова и жердей юрты. Плетеные ленты — жел боо, украшающие тюндук. Плетеная лента — тигерич, нарядная и богато орнаментированная. Потник и туш кийиз, украшенные плетением и бахромой. Все эти предметы показывают меру безграничности таланта мастериц, владеющих специфическими навыками и приемами, точностью счета, умением плести кружева, руками завязывая узлы.

Шедевры кыргызского прикладного искусства никогда не теряли своего народного характера и воплощали в себя лучшие художественные традиции, передававшиеся из поколения в поколение.
 

Категория: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ | Просмотров: 164 | Добавил: aromat210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar