09:00
Ремесла Кыргызстана. Часть 3. Изделия из кожи. Резьба по дереву

 

Изделия из кожи.

 Одной из интересных областей народного искусства кыргызов является художественная обработка и изготовление изделий из кожи. В прошлом кожа, как материал для изделий быта использовалась довольно широко. После первичной обработки кожи из нее шили обувь и одежду (из овечьей кожи). Посуду для молочных продуктов (сабаа, коокор, конок, коночок) делали из слабо выделанной верблюжьей кожи, а затем ее коптили. Для изготовления домашней утвари (деревянных сундучков, футляров для пиал и т.д.) и конской сбруи (подхвостников, уздечек, подпруг, ремней, плеток) использовали кожу крупного рогатого скота, верблюдов, лошадей. Изготовлением посуды для молочных продуктов занимались женщины. Футляры для пиал изготовляли мужчины. Конскую сбрую делали специалисты (уста).
При украшении кожаных изделий использовались различные способы нанесения узоров. Простейший способ — выдавливание узора роговой или деревянной палочкой по влажной коже при помощи кожаного трафарета (накладывался сверху). Выпуклый узор получали при нанесении рисунка с оборотной стороны. Путем горячего тиснения с помощью металлической формы получали особенно четкий и графичный узор. Помимо тиснения кожаная посуда украшалась декоративными швами, вышивкой металлическими нитями и лентами, аппликацией из цветной кожи. Особый художественный интерес представляют кожаные футляры для хранения пиал (чыны капы), разнообразные по форме, богато орнаментированные, украшенные гравированными и чеканными металлическими пластинами.

 

https://i.pinimg.com/736x/ea/08/eb/ea08eb942350d52492d541d956419c7d--art-art.jpg

Конская сбруя. Снаряжению коня и украшению конской сбруи кыргызы уделяли особое внимание. Комплект конской сбруи (ат жабдык) часто специально готовился для девушки и являлся составной частью приданого. Комплект конского снаряжения — это единый, хорошо разработанный, законченный художественный комплекс. Большинство предметов, входящих в комплект конского снаряжения, выполняются из кожи и металла, седла обтягиваются кожей, прибитой к основе декоративными гвоздиками, составляющими узор. Часто седла украшаются кожаной цветной аппликацией и ажурными серебряными пластинками. Потник и попона декорируются яркой вышивкой (мотивы растительные и солярные) и крупными кистями — эффектными украшениями и талисманами-оберегами. Особое место в конском снаряжении уделяется тердику — потнику, покрытому орнаментированной кожей и украшенному тиснением и серебряными бляшками.
Металлические части сбруи также представляют значительный интерес: уздечка, подпруги, нагрудник, подхвостник очень декоративны. Они богато украшены металлическими сворками, покрывающими соединения ремней. Сворки бывают выпуклые и плоские, покрытие чернью, с чеканным узором или насечкой. С особым художественным вкусом сделана нагайка — камча, состоящая из изящной рукоятки и плетки, выполненной из туго сплетенной кожи.

 

https://img5.lalafo.com/i/posters/api/1d/bc/44d738e35263ffa24adc76b12016.jpeg

http://cs01.files.mya5.ru/DwABAIQAzQPyAc0CWP_D_sM/odDXUkrbVGG6W3P9Dam0Og/sv/image/b8/a3/02/44323/27/ALIM1096.jpg?1424610010


 

Резьба по дереву.

Традиционно кыргызское искусство обработки и украшения дерева резьбой. Резьбой украшалась деревянная посуда (чойчок, аяк,табак), сундучки для хранения лепешек (юкок), сандыки (для хранения одежды), музыкальные инструменты, футляры для пиал (чыны кап, каса кап), подставки, двери юрты и т.д. Кыргызская резьба по дереву отличается четкостью и мягкостью рельефного очертания, придающего своеобразное очарование узору. Резьба по дереву сочеталась с раскраской, росписью и инкрустацией серебром. Основными элементами орнамента в резьбе являются круги, парные рогообразные завитки, вихревые розетки, ромбы, треугольники и другие геометрические мотивы.

Из дерева кыргызские мастера изготовляли деревянный остов юрты, ее двери и косяки и предметы домашнего быта. Резьбой, а иногда росписью, украшали двери и дверную раму юрты; деревянные подставки под джюк – такта, на которые складывали кошмы, ковры и постель, в южных районах они имели также вид поставца – джаван с украшенной передней стенкой; сундуки для лепешок – укёк; шесты-вешалки для одежды и для конской сбруи – ала бакан; луки детских седел – айырмач и мелкие бытовые предметы: футляры для пиал — чыны кап; мешалки для кумыса – пишкек, черпаки для разливания жидкой пищи – чёмюч, деревянные подставки для светильников – чырак пая и т.д.
В качестве материала для изготовления бытовых предметов использовались различные по степени твердости и упругости древесины породы дерева: береза, тополь, ива, арча, орех. Кыргызские мастера – деревоотделочники применяли две техники резьбы: рельефную и плоскую, при этом плоская резьба часто украшалась красной, синей, белой и желтой красками. Техника плоской резьбы имеет в кыргызском прикладном искусстве древнее происхождение. В этой технике выполнен орнамент на деревянных плакетках таштыкской эпохи.

Орнамент, встречающийся в кыргызской резьбе и росписи, немногочислен. Это, главным образом, различные сочетания рогообразных завитков (мюйюз), соединенных или попарно (кош мюйюз), или по четыре (тёрт мюйюз); спирали, сочетающиеся с вихревой розеткой и S-образными фигурами; а также узколепестковые розетки, мелкие круги, квадраты, ромбы.

 

https://i.pinimg.com/originals/b9/58/60/b958605b9452ede5303fdc44db0912d8.jpg

 

 

https://is-souvenir.com/upload/iblock/6b8/6b862a452807a81600b364a8d1486cf5.jpg

Категория: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ | Просмотров: 74 | Добавил: aromat210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar