09:00
Ремесла Кыргызстана. Часть 2. Ткачество. Вышивка

 

Ткачество

Ручное ткачество занимало в прошлом значительное место среди домашних производств. Ткали на деревянном ткацком станке — ормок- тугими нитями, спряденными из овечьей и верблюжьей шерсти. Излюбленные цвета — красный, синий, желтый, коричневый. Раньше использовались лишь растительные красители, а в настоящее время пользуются анилиновыми красками.
Выделанные шерстяные ткани — таар — использовали для изготовления верхней одежды и предметов быта. Узорное ткачество занимает большое место в декоративном убранстве юрты. Юрта немыслима без узорных полос — боо, — вытканных в технике терме. Ткань, созданная в этой технике, прочная, с рельефной фактурой, с глубинным проникновением цветов фона и узора. Геометрический рисунок выступает только на лицевой стороне.
В декоративное убранство кыргызского жилища обязательно входили узорнотканные паласы. Известно несколько способов изготовления ткани: терме,каджары, бешкеште.

https://www.carpetu2.ru/images/klm202-948c.jpg

Курак.

Интересный и яркий вид художественного творчества кыргызов — известен очень давно. Лоскутная техника используется у многих народов и имеет свои самобытные особенности. Для традиционного кыргызского курака характерно орнаментальное решение с преимущественным использованием геометрических элементов. Композиция строится на соотношении локальных контрастных цветовых элементов и носит ярко выраженный декоративный характер. В основном для курака используется шерстяной лоскут. Курак дополняется вышивкой, исполненной традиционными швами.
Интересны традиционные кыргызские постилочные коврики, выполненные из отдельных кусков кожи различного цвета, композиционно сделанные по принципу выделения центрального поля и каймы. Среди узоров таких ковриков преобладали квадраты и треугольники.

https://www.molbulak.ru/upload/iblock/8ba/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BA.jpg

Вышивка

Вышивка — самый древний и самый любимый вид прикладного искусства кыргызов. Она отличается плавностью, разнообразием и живописностью. В течение столетий кыргызские вышивальщицы вырабатывали свою орнаментальную систему с преобладанием растительных мотивов: листа, ветки, плода, цветка, круглых и вихревых розеток. В вышивке часто встречается свободная импровизация. Мастерицы использовали различные техники вышивки и различные ткани. Вышивали шерстяными, шелковыми и хлопчатобумажными нитками по домотканине, коже, замше, войлоку. Излюбленные материалы — шелк, бархат, сатин. Вышивкой украшаются предметы интерьера юрты, одежда, женские головные уборы, предметы убранства коня, всевозможные сумки, футляры, мешочки. Вышивка — область женского творчества. Многие вышитые изделия входят обязательной составной частью в приданое невесты.
Искусные вышивальщицы вышивают без предварительного нанесения рисунка, импровизируя и составляя узоры по памяти.

http://www.open.kg/uploads/posts/2014-02/1392542018_vlad-ushakov-photo.kg-46.jpg

Туш кийиз.

Наиболее характерным образцом вышивального искусства является настенное панно — туш кийиз. Этот ковер имеет форму вытянутого в ширину прямоугольника. Срединная часть состоит из одноцветной ткани, не заполненной вышивкой. Вышивка в форме широкой каймы обрамляет ковер сверху и с боков. Верхняя часть ковра часто украшается одним, двумя или тремя треугольниками — дополнительными элементами декора и своеобразными амулетами-оберегами.
Туш кийизы выполнены с большим вкусом, характеризуются четким и ясным ритмом мотивов вышивки, богатством мотивов и многообразием швов, особым изяществом в чередовании цвета. В прошлом туш кийизы часто отделывались мехом выдры, подчеркивавшим красоту ковра.

 

https://media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-s/0f/ea/cc/f5/caption.jpg  

http://kmborboru.su/wp-content/uploads/2014/01/tushkiyiz.jpg

 

Аяк-кап. Среди множества бытовых предметов, украшенных вышивкой, выделяются сумки аяк -кап. Эта сумка часто имеет закругленную нижнюю часть, обшитую бахромой и кружевом ручного плетения. Верх сумки снабжается клапаном треугольной формы с узором, состоящим из сходных элементов, не повторяющих, а развивающих тему основной композиции. Вышивка выполняется тамбурным швом. Построение узора всегда подчеркивает форму вещи.
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7176f35eb17d9ab19b1286c713caa6b6-l&n=13


Текче — женская подвесная полка, имеющая форму прямоугольного коврика, вытянутого по вертикали. Иногда она напоминает туш-кийиз (по композиции), но встречаются и текче из бархата, фасадная часть которых полностью покрыта вышивкой. Очень часто основой узора является изогнутый стебель или ряд повторяющихся мотивов (тумар, кыял, центрическая розетка). В расцветке узоров большинства текче преобладают бордово-красные и темно-красные цвета.
Текче, выполненные в технике вышивки по коже, часто имеют теплые коричневые и желтые тона. Текче с вышивкой по коже являются более древними. В них большое разнообразие орнаментальных мотивов, четко выверенная композиция, сгармонировано соотношение узора и фона. Большинство узоров текче строится по принципу перекрещивающихся осей, в силу такого композиционного решения мотивы, одинаковые по цвету и рисунку, имеют диагональное противопоставление. Часто основным приемом организации узора текче является использование мотива ломанного или волнообразно изогнутого стебля.

http://eurasia.press/files/N3he5H6tu0Ex3XqKcp7XB7tArbvLibVV.jpg
 

Категория: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ | Просмотров: 106 | Добавил: aromat210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar