09:00
Ремесла Кыргызстана. Часть 1. Шырдак. Циновка

 

Кыргызское декоративно-прикладное искусство рождено многовековой историей народа. Оно неразрывно связано с потребностями и вкусами кыргызов, в прошлом кочевников. Общение с первозданной природой с ее заснеженными горными вершинами, бурными реками, оазисами и высокогорными долинами сформировало характер и тонкий художественный вкус кыргызского народа. Стремление кыргызов к красоте вызвало к жизни различные виды ремесел.
В народном сознании прикладное искусство неотделимо от быта, оно обусловлено не только практическими потребностями, но и духовными запросами.
Традиционными видами кыргызского декоративно-прикладного искусства  является изготовление узорных войлочных ковров разных типов и предметов домашнего обихода из орнаментированного войлока. Это плетение узорных циновок из степного растения чия, обмотанного разноцветными шерстяными нитями. Узорное ткачество -ворсовое и безворсовое. Вышивка по коже, войлоку, шерстяной, шелковой и хлопчатобумажной ткани. Курак — создание орнаментальных композиций из разноцветных мелких фрагментов ткани. Изготовление узорных изделий из кожи. Резьба по дереву. Художественная обработка металлов. Ручное плетение из шерсти и шелка поясков, тесьмы, бахромы, кружев. Каждый вид изделия имеет свой особый орнамент.



Шырдак

Кыргызское войлочное искусство одно из древнейших. Орнаментальные войлочные ковры — шырдаки — важный компонент в многослойном убранстве юрты. В народном художественном творчестве кыргызов шырдак — главный ковер, в котором декларируются принципы построения национального узора, его отличительные черты. Шырдак — ковер для пола, изготовляется из плотно укатанной шерстяной овечьей шерсти осенней стрижки, состоит из центрального поля и бордюра. Как правило, шырдак имеет форму прямоугольника, длинная сторона которого обычно равняется двум коротким. Этот ковер отличает яркая декоративность цвета и четкое решение орнаментальных композиций.
Шырдак выполняется в технике аппликации, мозаики и редко встречается вышитый. Самый распространенный прием орнаментации — «мозаика». В основе техники — прием создания позитивного и негативного изображения: окрашенный войлок разрезают на куски и складывают попарно, сочетая два куска контрастных по цвету, затем наносят узор, вырезают его, меняют местами и сшивают так, чтобы фоном и узором служили разные по цвету части. Таким образом, достигается полное равенство фона и узора.
Шырдак отличается четким рисунком узора, выделенным контуром, цветовой контрастностью: красного с синим, коричневого с оранжевым, белого с коричневым и т.д. Узоры всегда монументальные, четкие, предельно декоративные. В прошлом композиция центрального поля шырдака составлялась из кругов, позднее широкое распространение получили роговидные орнаментальные сюжеты, вписанные в ромбы.
Вышитые шырдаки уникальны и редки, так как процесс вышивания по войлоку большого размера очень трудоемок. Вышитые шырдаки очень выразительны и необыкновенно красивы и изящны.


http://2.bp.blogspot.com/-foMCqHOXq8E/UfXmYRfL_oI/AAAAAAAANZo/IA2GnQykgew/s1600/Image77.jpg

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/222892/b2865bf9-0bca-4a4b-8a26-4b28ced433c4/s1200
 

Ала-Кийиз

 Очень широко распространен в народном искусстве и в быту ковер из войлока — «пестрый войлок» – ала-кийиз, изготовляемый техникой вваливания, вкатывания очень рыхлого цветного узора в рыхлый одноцветный фон. Ала-кийиз — древняя эпическая форма. Техника вваливания узора позволяет использовать не только геометрические, но и извилистые контуры. Контуры рисунка как бы размыты, традиционные мотивы приобретают новые неожиданные звучания. Непредсказуемость, плывучесть, нечеткость придают орнаменту ала-кийиза акварельность, мягкость, превращая сдержанную по тону цветовую гамму в сложную и целостную гармонию. Техника исполнения ала-кийизов создает возможности игры, подвижности цветовых пятен, своеобразного ритма цвета.

https://s13.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1521467/wx1080.jpg

 

Циновка

Неотъемлемой частью кыргызского народного творчества являются циновки, изготовляющиеся из стеблей чия, оплетенных цветной шерстью. Чий, представляет собой высокую жесткую степную траву, стебли которой идут на изготовление циновок с узором или без узора. Сезон сбора чия — сентябрь. Изделия из чия широко используются в повседневной жизни сельского населения. Циновку из чия ставят при ветре как заслон возле очага или сохнущей шерсти. Её стелят под войлочные ковры, оберегая их от сырости и порчи. В качестве своеобразной пресс-формы её используют при изготовлении шырдаков и ала-киизов. Циновка из чия опоясывает за кереге всё юрту, утепляет и украшает её.
Имеется несколько типов композиции орнамента циновок. В них встречаются восьмигранники и другой орнамент с применением диагональной симметрии цвета — красного, белого, синего — ближе всего напоминают тканые ковры.
Приспособление для изготовления циновки из чия представляет собой станок или деревянную конструкцию с двумя горизонтальными перекладинами.
Процесс изготовления заключается в следующем:
Мастерицы выбирают эскиз и делают разметку элементов узора уколами иглы на каждом чие (стебель). Затем каждый стебель отдельно оплетается шерстью различных цветов и соединяется с другим. Для этого, нити для скрепления чия (стеблей) наматываются на грузики и закрепляются петлей для того, что бы при навешивании нитей на перекладину станка, они не разматывались. Длина нитей должна быть в 4 раза длиннее предполагаемой длины циновки. Затем нити перевешиваются через перекладину на расстоянии 20-25 см. друг от друга. Далее чий (стебель), оплетенный шерстью, накладывается на перекладину с нитями, и концы нитей перекидываются на противоположную сторону. И так продолжается до тех пор, пока весь рисунок не сформирован.
Изготовление циновок требует большого мастерства, терпения и настойчивости. Сложность процесса изготовления циновок из стеблей чия состоит в том, что каждый стебелек оплетается цветной шерстью отдельно и соединяется с другими позже. Поэтому нельзя предварительно наметить будущий узор. В силу этого, все элементы узора мастерица держит в уме, воображении. Самое сложное в плетении циновок — умение создать цельную композицию, четкий, сложный и интересный узор. Кыргызские циновки отличаются радостным колоритом, декоративностью. Это достигается крупными формами узоров и контрастным сочетанием цветов.
По стилю орнамента чиевые циновки перекликаются с узорными тканями и ворсовыми коврами.

 

https://detimega.ru/uploads/hohsmallkac.png

 

Кыргызские национальные ворсовые изделия — художественное наследие юга Кыргызстана. Они характеризуются геометритизацией орнамента, который слагается в основном из «бараньего рога» в сочетании с ромбами, восьмигранниками и другими фигурами. Преобладающими цветами колорита являются синий и красный. Как и у шырдаков, рисунок ворсовых ковров сопровождается цветными контрастными обводками, обогащающими узор.

Издавна ткали ворсовые коврики небольших размеров и особого назначения. В технике ворсового ткачества изготовлялись сумки, мешки для хранения вещей, а также предметы для убранства коня (потники — тердики).
Изготовлением больших ворсовых ковров — килем — кыргызские мастера стали заниматься сравнительно недавно.

 

https://kontora-k.ru/s_img/9931.jpg

Категория: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ | Просмотров: 74 | Добавил: aromat210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar