09:00
Ремесла Казахстана. Часть 2

 

Металлообработка

Недра Казахстана богаты полиметаллическими рудами. На территории Казахстана сохранилось много древних выработок, что позволяло относительно легко добывать руду, из которой выплавляли железо, серебро, медь. В древние времена казахи, находя много самородков меди, выделывали из нее копья, казаны и другое. Золото преподносили в дар. Оно было одним из главных предметов торговли. Из золота мастера зергеры (ювелиры) делали украшения для знати. Есть казахская поговорка: "Искусство мастера познается только в золоте и серебре".

Зергеры изготавливали самые разные предметы - женские украшения, детали для костюма, туалетные принадлежности, столовые приборы, бляшки для декорирования деревянного каркаса юрты, мебели, деревянной и кожаной посуды, музыкальных инструментов, оружия, конского снаряжения. Зергеры умели выявлять красоту металла. Серебро приобретало блеск после ковки, благодаря шлифовке становилось сверкающим, мерцало после прочеканивания мелкими окружностями, воспринималось живым и вибрирующим в результате штриховки зигзагами. Благородство металла подчеркивалось драгоценными и полудрагоценными камнями: рубинами, сапфирами, изумрудами, бриллиантами, бирюзой, агатами, хризопразами, сердоликом, жемчугом, кораллами, перламутром. В ход также шли смальта, паста и цветные стекла.
Самым большим спросом пользовались женские украшения. Это определялось не только их эстетической природой, но и рядом функциональных значений, связанных с обычаями, обрядами, со всем идейно-религиозным комплексом. Женские украшения можно подразделить на пришиваемые к одежде и съемные – вплетаемые в косы, надеваемые на кисти рук, пальцы, на шею и грудь.

 

  Тумарша, оберег, XVIII век. К украшениям одежды относятся застежки - каптырма, капсырма, илгек, пуговицы различных форм (туйме), амулеты треугольной формы (тумар), узорные бляхи (тана).




 Капсырма - застежка XIX в. Гурьевская область. Застежки (капсырма, каптырма, илгек) состоят из двух частей, соединяющихся шарнирным или петельно-кольцеобразным способами. Застежки стягивали борта камзола обычно в талии, но иногда, для большей декоративности нашивали параллельно по вертикали несколько застежек. Формы застежек очень разнообразны. Бытовали застежки объемные и плоские. Объемные застежки представляют собой металлический каст, камень в оправе, штампованный конус или полусферу. Плоские застежки, отличающиеся красотой и выразительностью формы, часто имели вставку в центре из камня или стекла и стилизованные изображения в виде лотоса, лепестка, трилистника, бутона, рогов барана, грифона, рыбы, птицы, месяца со звездой, солнца. Декор сообразно форме образуется гравировкой, чернью, эмалью, чеканкой, штамповкой, литьем, сквозной резьбой.

 Бойтумар (амулетница), начало XX век. 
Пояса, стягивающие талию, являлись одним из важных компонентов традиционного костюма. Мужские и женские пояса (белдик) бытовали металлические (составные), но чаще с кожаной, бархатной основой, декорированной через интервалы серебряными бляхами. Наибольшим разнообразием отличаются съемные украшения и в первую очередь браслеты (блезик). Они создавались казахскими зергерами способом холодной и горячей ковки. Некоторые браслеты вырезали из серебряных пластинок, сплетали из серебряной проволоки или же были полые внутри, создававшиеся способом дутья.


 

 Топсалы блезик - браслет шарнирный. XIX в. Жамбылская область. Браслеты "блезиктер" обычно бывали парными, по одному на каждую руку, довольно массивными, с перстнями на цепочках. Их поверхность приобретала матовый беловато-серый оттенок в результате того, что после изготовления и нанесения орнамента их отбеливали. Кроме того, браслеты украшались вставками сердолика и густой сетью мельчайшего геометрического узора в виде ромбов, треугольников и зигзагов, исполненных техникой зерни. Иногда фон золотили. В некоторых областях Казахстана браслеты покрывали растительным или геометрическим орнаментом, выполненным в технике штампа, гравировкой или чеканкой.

Браслеты бывают сплошные и составные: образующие из двух-трех частей, соединенные шарнирным способом – топсалы блезик или при помощи створок – какпак блезик. Лаконичны и выразительны формы браслетов круглых, квадратных в сечении жумыр блезик, отмеченных в центральной части выступами, а на концах порой смоделированных в виде змеиной головы. Своеобразны браслеты тасты блезик, состоящие из подвижно соединенных камней в оправе. Сложностью и оригинальностью художественного замысла отличается гарнитурный браслет с кольцами бес-блезик, живописно обрамляющий всю кисть руки. Тонкостью исполнения, изысканностью характеризуются ажурные филигранные браслеты жука селдир блезик, легким кружевом оттеняющий нежность девичьих рук.

Вес сплошных браслетов доходил до 100 граммов и более. Поверхность его посредством гравировки украшалась геометрическим и растительным орнаментом. Браслеты кованые, массивные и плоские были распространены в Семиречье, Восточном, Северном и Центральном Казахстане. Для Западного Казахстана характерны массивные плоские браслеты, которые украшались сканью, камнями. На Тургае и в Кзыл-Ординской области встречались тонкие браслеты с застежкой, а в Северном и Восточном Казахстане – массивные литые браслеты с выступами.

Многообразны были кольца и перстни. Перстни и кольца носили обычно по три-четыре, они являлись повседневными украшениями, за исключением массивных перстней, надеваемых преимущественно женщинами старшего возраста в торжественных случаях. Наибольшее распространение имеют перстни со вставкой из камня и стекла. В одних случаях декоративную основу составляет камень, его цветовая насыщенность, глубина тона, в других сам каст, его форма и орнаментация.

Особый интерес представляют перстни с кастом в виде спирального или зернистого конуса отау жузик (отау – юрта, жузик - перстень). Идеи процветания выражены в перстнях типа кус мурын жузик(птичьего клюва), иногда озвученного помещенным внутрь камешком, в виде черепахи тасбака жузик. Такие перстни были распространены по всему Казахстану. Символом единения двух начал, двух семей являлись массивные западноказахстанские перстни с шинками на два пальца кудаги жузик (кольца свах), такие перстни дарила сваха свекрови за покровительство и доброе отношение к невестке.


 Кудаги-жузик - перстень свахи. XIX в. Мангышлакская область. Излюбленным женским украшением являлись подвески из серебряных блях на цепочках – шолпы. Шолпы состояло из двух цепочек блях, подвешенных с помощью кольца к крупному серебряному медальону. Вместо бляшек часто применялись серебряные монеты, тогда эта подвеска называлась шаш тенге.

 

 Любимым и постоянно носимым украшением женщин являлись серьги (сырга). Существует множество типов и вариантов серег. Месяц является распространенным мотивом серег ай сырга (лунные серьги), иногда с вырезанной звездой с внутренней стороны. Цветовой звучностью привлекают серьги, основу которых составляют вставные камни – козди, тасты сырга. Частые, иногда двухъярусные подвески различных форм являются декоративным акцентом в серьгах типа салпыншак, сабак, шашак сырга.

 Сережки шашакты-сырга. Достаточно популярными в Казахстане были крупные серьги. Видевшие их отмечали, что казашки носят "серьги серебряные или медные, и чем они большего размера, тем ценнее", а "серебряные серьги нередко настолько массивны, что они деформируют ушную мочку, а иногда и прорывают ее". В большом ассортименте ювелиры изготовляли девичьи нагрудные украшения (алка онерше)амулетницы треугольной формы тумарша (треугольник), укы аяк (коготь филина) и другие. Амулетницы (тумарша) обычно полые внутри, двухсторонний декор их образуется штампом.


 Подвеска-оберег, XX век, Тургайская область. Центральная треугольная часть обычно рельефно выступает и выделяется крупной вставкой из бирюзы, стекла, черненым или эмалевым узором. Основу украшений уки аяк составляют вправленные в серебро когти филина, смоделированные развилкой, типа тумарша – треугольная пластина. Художественный эффект в изделиях достигается за счет повышения звучности колорита. К изделиям как составная часть добавляется ажурная цветочная розетка, с помощью цепочек крепятся художественно обработанные подвески. Поверхность изделий орнаментируется, покрывается позолотой, декорируется камнями, часто обрамленными бирюзой.

 Алка-ожерелье, начало XX века, Кустанайская область. Нагрудные украшения ониржеек представляют собой обычно три полые прямоугольные пластины, скрепленные по вертикали цепочками с подвесками из ромбов и бубенчиков. Внутреннее пространство таких пластин заполнялось белой пастой для придания им тяжести. “Ониржиеки” носили только в степях Западного Казахстана до 20-30 гг. нашего столетия.


 Зергеры в большом количестве изготовляли серебряные гребни (тарак) и зубочистки (тыс шукыш), а также различные золотые украшения, но они из-за дороговизны металла встречались редко. В основном зергеры работали с серебром, создавая прекрасные изделия ювелирного искусства. Близким к ювелирному делу было косторезное ремесло (сүйек өндеу). Специально выделанные костяные пластинки (часто использовались рога копытных животных) применялись при инкрустации различных предметов мебели. Кость и рог также шли на изготовление рукояток кинжалов, ножей и плеток.

 

Металлообрабатывающий промысел занимал значительное место в жизни населения Южного Казахстана. Кузнечное дело - один из широко распространенных видов занятий. Кузнецы делают ножи, копья, чеканы, удила для лошадей, необходимые в быту вещи, а также некоторые виды сельскохозяйственных орудий. Ножовщики выделывали ножи особой формы, вкладывавшиеся в кожаные ножные. Потребность в таких ножах была велика, нож был неотъемлемым атрибутом национального костюма коренного населения, и ремесло ножовщиков процветало. Помимо этого темир-уста (кузнец) обеспечивал инструментами и инвентарем многочисленные отрасли ремесла, строительные промыслы. Из железа изготавливались серпы нескольких типов, железные подковы, кольца от цепей, крючья, гвозди, топоры-шоты, для крепления которых к рукоятям делали специальные зажимы. В исследуемый период кузнечное дело оставалось самым распространенным из ремесел, производящих металлические изделия. Значительное развитие получило производство кетменей.

 

 

Ремесло кетменщика, как и другие профессии, переходило по наследству от отца к сыну. Существовали крупные и мелкие мастерские, где работали только члены семьи. Они сохраняли характер ремесленных заведений и производили изделия по заказу. В крупных же мастерских использовался труд наемных мастеров. В кетменных мастерских изготавливались также сошники для плугов, серпов, ножи для рубки тутовника, для обработки садов, виноградников и др.
Железную руду обрабатывали на местах добычи, здесь же производили плавку металла. В кузницы железо попадало в виде заготовок и железного лома. Так называемая спецкрица - неоднородный по составу, сильно загрязненный шлаками пористый слиток металла. Это еще сырой материал. Такую крицу необходимо дополнительно обработать - выжать шлак, сварить железо в монолитный кусок, поддающийся ковке, т.е. получить вторичную крицу, из которой уже можно делать полуфабрикаты: пруты, бруски-заготовки будущих изделий.
Всё это входило в производство кетменщика зачастую кетменщики строили железную дорогу т.к знали из чего состоит железо и какого качества оно бывает.

Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые сабли — кылыш, мечи — селебе, палаши — семсер. Широко использовались шпаги — сапы, кинжалы — канжар, длинные ножи с изогнутым клинком — жеке ауыз, длинные узкие ножи — бунда пышак. Наиболее распространенным орудием были лук — садак и стрелы. Наконечники стрел были различных форм: четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья — найза — имели стальной нако­нечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили кожаные и металлические доспехи — сауыт — стальные кольчуги из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожа­ных щитов, обшитых железными пластинами.

С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фитилем и украшением насечкой серебром — билтели мылтык, без насечки — кара мылтык, с коротким стволом — самкал. Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались «козы кош». Порох и пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины «сойыл» и шокпар из березовых жердей, однако, во время войны они редко употреблялись. Оружие было резное и позолоченное часто вырезали рисунки охоты или национальный орнамент. Работа была ручной и долгой поэтому стоило очень дорого и позволить такую роскошь мог себе бай или приезжие иностранцы.

 

 

Немаловажный факт, играющий роль в развитии казахских ремесел - торговые отношения казахов с Китаем. Дело в том, что Китай славился высококачественными хлопковыми и шелковыми тканями, а у казахов был скот, который они меняли на ткань или гнали табуны лошадей и стада баранов, продавали их там и за вырученные деньги покупали необходимые промышленные товары. Подобные взаимовыгодные торговые отношения были у казахов и с Россией.

Конская упряжь

В казахской семье принято было готовить каждому ребенку, который был способен самостоятельно передвигаться на лошади, конскую упряжь. Среди казахских мастеров было немало умельцев, занимавшихся обработкой шкур. Подобное ремесло было развито в городах Семипалатинске, Усть Каменогорске, Омске, Оренбурге, Верном, Таразе, Ак Мечети (Кызылорда). В силу того, что территория Казахстана была огромной, редконаселенной, любая область деятельности имела особенности, характерные для данной местности. Эти особенности заметны и в предметах ремесла. К примеру, конская упряжь отличалась одна от другой внешним видом и методами ее изготовления. Существовали такие виды, как "казахское седло", "седло с острым верхом", "уткоголовое седло", "ханское седло". Они были широко распространены во многих регионах Казахстана: Восточно-Казахстанской (Семипалатинск), Талдыкорганской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Кокшетауской областях, Акмолинской, Костанайской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, а также в северных районах Атырауской, Актюбинской областей и северо-восточных районах Алматинской области.

 

 

Кожевенное ремесло

Казахи издавна умели выделывать шкуру и кожу животных. Из кожи изготавливали обувь, посуду, делали конскую сбрую, ремни. Шкуры в основном шли на пошив одежды. Предметами ежедневного обихода казахов были многочисленные изделия из кожи. Обычно каждая семья самостоятельно занималась выделкой шкур, получаемых как от домашних животных, так и в результате охотничьего промысла. Из обработанных шкур изготавливалась разнообразная теплая зимняя одежда — меховые шапки, шубы и тулупы. На многие кожаные предметы с помощью специальных штампов наносились тиснение. Важнейшее значение в условиях кочевого хозяйства приобретало изготовление кожаных элементов конской сбруи: подпруги, узды, нагрудников, подхвостников, кожаных седел и т.п. Из кожи шились сосуды для переноски воды и хранения кумыса. С выделкой и обработкой кожи было тесно связано сапожное ремесло (етікшілік).

 

 Одно из ремесел развитых в дореволюционном Казахстане - красильное дело. Различными пигментами окрашивали кожу, ковры, одежду. Для изготовления красителей казахи использовали различные растения, минералы. Основным материалом для производства красителей различных цветов было растение марена и его корни. Произрастает марена в низинах почти во всех речных долинах Казахстана. Окрашенные ею кожа и шерсть не теряли своего цвета. Казахи не плохо разбирались в свойствах минералов и красителей, которые они из них изготавливали. Например, для усиления цвета применялась селитра, нашатырь, купорос, охра, сера и т.д. Особое предпочтение казахи отдавали белой краске, считая ее выражением радости. Для усиления белизны кошм покрывающих юрты, употребляли белую глину и мел.

 

 

Возрождение казахских ремесел переживает очередную стадию. Многие дизайнеры, стилисты, культивирующие национальные традиции и мотивы, используют старинные технологии вышивки (например, парчовой ниткой), биз кестэ (по замше, бархату), аппликации и инкрустации, придавая оригинальность растительным, роговидным орнаментам — типичным для древних казахских мастеров.

Категория: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ | Просмотров: 304 | Добавил: aromat210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar