09:00
Ремесла Казахстана. Часть 1

 

Ключевыми факторами влияющими на развитие казахских ремесел стали основные формы хозяйственной деятельности: пастбищно-кочевое скотоводство и орошаемое земледелие, а также географические особенности расположения. Так через территорию современного Казахстана в древности проходил великий шелковый путь, что несомненно привело к развитию торговых отношений и культурному обмену с другими народами. Помимо этого, казахи с давних пор умели добывать руду и были мастерами в обработке металла: золота, серебра, железа, меди.

Скотоводство, как основной вид хозяйственной деятельности и соответственно источник материалов и сырья, таких как кожа, шерсть, пух, рога крупного рогатого скота, привело к развитию многих видов казахских ремесел: валяние шерсти, выделка и тиснение кожи, пошив одежды, резьба по кости, ювелирное искусство. Особенно ценились шкуры жеребят и ягнят. Из кожи выделывали замшу на халаты, кафтаны, шаровары. Из шерсти валяли ковры, кошмы, делали шнуры, ленты. В отдельных регионах Казахстана до средины девятнадцатого века пастбищно-кочевое скотоводство сочеталось с орошаемым земледелием.

Деревообработка

Деревообрабатывающее ремесло предоставляло населению множество предметов, необходимых для введения хозяйства и повседневной жизни. Весьма ценной продукцией, изготовляемой мастерами по дереву, были многочисленные элементы каркаса юрты. Изготовление раздвижных секций основания кочевого жилища (кереге), купольных жердей (уық), обода-навершия (шаңырақ), дверей (есік) требовало значительной квалификации. Производство деревянных частей юрты было особенно распространено в северных районах Казахстана, более богатых лесом, в частности, в Кокчетавском уезде. Некоторые деревянные элементы, в первую очередь двери и круговое навершие, покрывались резным орнаментом. Затейливой резьбой, в основном элементами растительного орнамента, покрывались и предметы деревянной мебели: лари (кебеже) и шкафчики (асадал) для хранения продуктов и посуды, шесты-вешалки для одежды (адалбакан), кровати, а также различная деревянная посуда и прочие предметы быта. С развитием земледелия возрастала необходимость в орудиях для обработки земли и обмолота урожая, также изготовляемых из дерева. В ремесле мастеров по дереву важную часть составляло производство седел.


Кошмоваляние

Кошма — войлочный ковёр из овечьей или верблюжьей шерсти. Кошмы вырабатываются и широко применяются в быту у народов, занимающихся скотоводством: у казахов, киргизов, туркмен, каракалпаков, афганцев, курдов и др. Наиболее традиционными изделиями казахского кошмоваляния являются:

- кииз – войлок гладкий, по обыкновению из белой или серой шерсти, который шел в основном на покрытие юрты, хозяйственные нужды;

- текемет – кошма постилочная, получаемая путем вваливания рисунков из окрашенной непряденой шерсти на полуготовую основу, свертываемую вместе с циновкой в рулон, который неоднократно поливался горячей водой и катался ногами и предплечьями рук;

- сырмак, сырдамал – полотнища постилочные, изготавливаемые по обыкновению путем нашивания на первооснову двух разноцветных, но одинаковых рисунков, вырезанных из тонкого войлока;

- сырдак – полотнище постилочное, вышитое по войлоку разноцветными шерстяными нитями;

- тускииз – ковры войлочные настенные. Аппликация по войлоку бархатом, вырезанным в виде орнаментальных рисунков двух цветов. При этом фоном для первого рисунка служат остатки от второго, или наоборот.

 

 

 Домашние предметы казахов соответствовали условиям кочевого и полукочевого образа жизни. Для удобства во времени кочевок в основном использовались войлочные чемоданы, сумки для посуды, чехлы, покрывала, также тканные сумки для различных целей: дорба– для хранения одежды и белья кесе кап, аяк кап – для хозяйственной утвари, коржын– переметная сумка с двумя отделениями: для вещей и продуктов. Все эти предметы выполнялись искусно, с большим количеством украшающих элементов.

 

Ткачество

Среди женских ремесел у казахов в прошлом значительное место занимало ткачество как безворсовое, так и с ворсом. Из пряденной овечьей или верблюжьей шерсти ткали берворсовые ковры – тақыр кілем, орнаментальные полосы – ленты различной ширины для украшения юрты – басқұр, бау и т.д.

Основными орнаментальными мотивами изделий из безворсовой ткани являются ромбы, крупные завитки. Безворсовое ковроткачество, имевшее в прошлом большое распространение в степях Сары-Арки, Западного Казахстана, связано с кочевым образом жизни. Наибольшим спросом у них всегда пользовались сшитые из отдельных полос ковры – алаша, ковры паласного типа – алты ауыл кілем, арабы, адай кілем и другие.

 

 

Алаша - безворсовый ковёр

Для казахского ковроткачества характерны своя техника изготовления, манера исполнения, равновесие фона, отточенность рисунков, строгая симметрия их расположения. Но в то же время в ворсовом ковре гүл күмбезді – граница между центральным полем, состоящим из трех-четырех крупных розеток, известных в искусствоведческой литературе под названием күмбез (купол), жұлдыз (звезда), и каймой выглядит нередко весьма условной.

Ворсовые ковры высоко ценились казахами, они были одними из главных предметов приданого невесты. Для орнаментации ворсовых ковров характерен ромб с отходящими от его углов ответвлениями в виде завитков, крючков разной формы.

Особую монументальность ворсовым коврам придают крупные ромбические узоры с ответвлениями, ритмично повторяющимися по центральной части ковра, выделенной яркими, красочными контурами бордюра. Бордюр декорируется мелкими орнаментами, чаще цепочкой ромбов, составленных из двух сцеплённых крючков. На центральном поле ковра мастерица разбивает крупный выразительный узор, скомпонованный из ступенчатых ромбов, восьмиугольников с ответвлениями, квадратов, цветкообразных розеток. Узор выделяется яркой линией, чётко выявляющей контуры орнамента на терракотовом или тёмно-вишнёвом фоне, поэтому ковёр получает своеобразное тёплое мерцание.

 

 

Тукти клем - ворсовый ковёр.

Очень нарядны и декоративны тканые полосы - ак баскур, вытканные в смешанной технике ворсового и безворсового тканья. В совершенстве владели этой техникой мастерицы Кзыл-Ординской, Уральской, Актюбинской, Гурьевской и Мангышлакской областей. Они использовали традиционные геометрические орнаментальные мотивы (тарак-гребень, онержиек - нагрудное украшение и т.д.), а также древовидный узор, имитирующий стебель с отходящими от дерева жизни отростками в виде веточек. На гладком белом фоне ак баскура расцветает пышный , многокрасочный узор. Мотивы орнамента богато варьируются, не повторяются в непрерывном движении вдоль замкнутого фриза.

 

 

 

Ак баскур - полоса для украшения юрты

Своеобразным видом ткачества является плетение узорных циновок - шим ши, служащих для обтяжки стен юрты. Циновки изготовляются из степного тростника - чия: каждый стебель обматывается нитями из цветной шерсти, а затем тростинки горизонтально скрепляются швами. Шим ши декорируются крупным геометризированным узором из ступенчатых ромбов, ромбовидных розеток, ромбов с отростками. Узорная циновка, лёгкая, фактурная и живописная, придавала особую декоративность жилищу кочевника, великолепно сочеталась с изделиями из войлока, дерева, кожи.

Как и во всех видах народного ремесла, в вышивке, также как и в плетении, узорном войлоке и ткачестве, самобытно проявился художественный талант народа, сумевшего передать свой опыт подрастающему поколению через информативную, познавательную, воспитывающую функции этнокультуры.

 

 

 

Вышивка

Одним из распространенных видов казахского прикладного искусства, как в прошлом, так и в настоящем является вышивка. Она требует много времени и большого мастерства, особенно в процессе изготовления настенных ковров-тускиизов. В старину бытовала традиция вышивать парчовой нитью. Если в композициях войлочных тускиизов, выполненных в технике инкрустации и аппликации, преобладали зооморфные мотивы в виде рогов и солярные розетки, то в вышитых тускиизах применялся растительный орнамент, чаще в виде цветков и листьев.

Вышивка применялась также на предметах домашнего обихода – біз кесте- по бархату, замше, тонкому сукну.

Из всех видов прикладного творчества вышивание было наиболее доступным способом художественного самовыражения. Индивидуальность творческого процесса, относительная несложность техники исполнения давали широкий простор для фантазии. Свободное время, особенно долгими зимними вечерами, женщины с дочерями неспешно занимались любимым делом, погружаясь в сокровенный внутренний мир.

В зависимости от предполагаемой техники, изготавливались нити различной толщины. Мастерицы вышивали шерстяными, хлопчатобумажными, шёлковыми, серебряными, золотыми нитями, а также канителью. Кроме этого, в вышивке применялись жемчужные, перламутровые, коралловые, бирюзовые бусины и бисер. Вышивали казашки на полотнах домашнего производства, а также на коже, замше, войлоке и привозных тканях: сукне, шёлке, хлопчатобумажной ткани, бархате.

Основу декоративной выразительности вышитых изделий составляет орнамент и цвет. В основе казахского орнамента – богатство природы с деревьями, травами, величием гор, цветущими степными просторами, разнообразие животного мира. Особенностью казахского орнамента является его декоративная плоскостность, отсутствие в нём цвето-теневой моделировки и перспективы.

Аппликация ткани по контуру обшивалась петельным верхошвом олбыр кесте, образующим зигзагообразное или петельчатое переплетение, что придавало лёгкую ажурность декору изделия. В качестве цветового фона, мастерицы предпочитали красный, синий, чёрный, терракотовый цвета ткани, с чем связывали колорит вышивки, основанный на контрасте или гармонии родственных цветов.

Выразительность и богатство орнаментальной композиции, достигалось путём взаимодействия крупных и мелких узоров, сочетания плотного сплошного орнамента и лёгкого разряженного узора в виде капель и кружочков, словно повисших в воздухе. Очень впечатляюще выглядят изделия вышитые цветными, шерстяными, хлопчатобумажными нитями в технике глади. В декор изделий, вышитых в этой технике, вносились символичные узоры в виде элементов растительного мира, солярных знаков, розеток и других знаков с идеями плодородия и процветания.

 

 

Забытым видом казахского ремесла является обработка кендыря. Из него получали прочные волокна к которым добавляли верблюжью шерсть или козий пух, что придавало пряже мягкость. Из этих нитей ткали ткань для верхней одежды, настенных ковров и конских попон.

Категория: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ | Просмотров: 114 | Добавил: aromat210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar