09:00
Ремесла Болгарии. Часть 2

 

Искусство резьбы по дереву

Резьбой по дереву издавна занимались мужчины. С древних времен болгарин украшал дерево резьбой, воссоздал природу на свирели и пастушьей герлыге, на укладке и детской зыбко (колыбель), на ткацком станке. Дерево всегда оживало под рукой умельца, а воображение дополняло новые фигуры, приемы, композиции. Резьба подразделяется на два вида: мелкая и крупная. Так, мелкая резьба начинает появляться в сочетании с красками. Постепенно также появляются целые центры резьбы по дереву, она становится наследственной профессией. Ею украшают дома, иконостасы в монастырях. С восемнадцатого века даже открывают школы, где учат данному ремеслу. Использовали при этом декоративные элементы, изогнутые линии. Популярна в Болгарии Трявненская школа резьбы по дереву. Традиционным элементом орнамента у здешних мастеров были виноградные гроздья. Их дополняли изображениями других растений, а также птиц, зверей, людей. Множество церквей украшено иконостасами, вышедшими из-под резцов здешних умельцев.

Также богато и с выдумкой украшались резьбой и жилые дома. Как правило, в центре потолка вырезалась розетка – символ солнца, от которой расходились лучи. Помещение становилась как бы отдельным миром со своим собственным солнцем.

 

 

 

 Плоская резьба появляется и в архитектуре - с сохранившимся преимуществом геометрических и растительных орнаментов, но в увеличенных размерах. Резьбой украшают не только капители деревянных столбов, но и интерьер дома. Великолепные резные композиции можно видеть сегодня в домах эпохи Возрождения в Котеле, Трявне, Тетевене, Копривщице.

 

 

Ювелирное искусство

Ювелирное дело – среди первых ремесел, которые развивались на болгарских землях еще в новокаменном и медно-каменном веках. Применение золотых предметов в быту и в церковных ритуалах было традиционным. Ученые считают, что, несмотря на отсутствие достаточного количества сведений о преемственности, это ремесло имеет глубокие исторические корни в Болгарии.

Богатые золотые украшения в праздничной одежде болгарки воспеты в огромном числе фольклорных образцов. Золото присутствует и в обряде крещения новорожденного. Золотую денежку клали и среди ритуальных погребенных предметов. Свадебный букетик, свадебное знамя, дерево предводителя колядующих – все эти обязательные атрибуты больших традиционных праздников обязательно покрыты золотой тонкой фольгой и украшены золотыми монетками.

 Болгары верили, что этот металл осуществляет связь с миром мертвых, предохраняет от сглаза, обеспечивает плодородие и благоденствие. Эти качества они переносили и на предметы, сделанные из золота. А люди, занимающиеся этим нелегким ремеслом, радовались большому почтению и уважению. В сборниках народных песен можно обнаружить сотни текстов, в которых рассказывается, что золотари имели место даже в „царских палатах”, где они „чеканили золото и серебро”.

Ювелирное дело, которое в Болгарии называлось когда-то „куюмджийство”, было очень престижной профессией. Ювелиров чтили наравне со священниками, учителями и другими важными личностями общности. Обучение продолжалось долго – не менее трех лет. Будущие мастера должны были приобрести не только ловкость и умения, но и овладеть, подчинить себе этот деликатный материал. В стремлении стать известными и востребованными ремесленниками, молодые подмастерья старались с самого начала найти свой собственный стиль, развить чувство эстетики и богатое воображение.

 

 Особо важной ответственностью было изготовление украшений невесты. Независимо от благосостояния семьи, каждая девушка должна была переступить порог своего нового дома в украшениях – золотых или серебряных. Они – дар от ее будущего супруга и неизменная часть традиционного костюма невесты. Цепочки, серьги, пряжки для пояса, перстень, специфические украшения на голове (в зависимости от фольклорной области) – эти предметы могли быть больше или меньше по количеству, но их присутствие было обязательным в свадебный день.

Один комплект украшений невесты мастер-ювелир изготавливал за шесть месяцев. И это время было полно тяжелых, бессонных ночей. Потому что каждый комплект должен был быть уникальным. Если мастер защищал свое доброе имя, ему ни в коем случае нельзя было дублировать украшения. Но зато труд мастера вознаграждался богато. Кроме денег, ювелиры получали и ягненка, а сами они передавали свадебные украшения с благословением: „Носите на здоровье! Старейте и седейте! Внукам и правнукам их передавайте!”.

 

 

Враца, Чипровци, Видин, Самоков, Панагюриште, София… В прошлом эти города были средоточием ювелирного дела. В Панагюриште золотых дел мастера сыграли значительную роль в экономическом и культурном подъеме города в ХІХ веке. И в наши дни там существует музей, рассказывающей о Панагюрской ювелирной школе. Показаны золотые львята, которые носили на колпаках участники Апрельского восстания против османского владычества (1876 г). Ювелирное ремесло в Софии развивалось  успешно,  существовавший когда-то район ювелиров, который сохранился и после падения Болгарии под османское владычество. Несмотря на то, что ателье ювелиров были разрушены, постепенно мастера возобновили работу и продолжили изготовлять высококачественные ювелирные изделия и в настоящее время.

 

Медницкое дело

Медницкое дело — изготовление из листов красной меди разных предметов посредством ковки и спаивания припоем. Материал для своей работы  получают в виде листов,  плоских кругов, или  выкованные в виде чаши. Медь настолько ковка, что ее обыкновенно обрабатывают молотками без нагрева; однако, от холодной ковки медь становится твердою и не тянется дальше без трещин, поэтому работу часто приходится «отжигать» при темно-красном калении, в кузнечном горну или на особой жаровне. Инструментами для медницкого дела служат разной формы молотки и наковальни, укрепляемые на обрубке дерева. Для распрямления частей, вырезанных ножницами из листа, служит наковальня с большой плоской поверхностью, а для цельных листов — чугунная плоская плита. Для сгибания вырезанных частей служат наковальни в виде буквы Т, с рогами различной формы. Дно сосудов обрабатывают и вообще вогнутые части «наводят» на наковальне, состоящей из вертикального стержня с соответственной формы расширением на верхнем конце. Из целого куска медного листа трудно «навести» сосуд глубокий, как обыкновенная кастрюлька; для ускорения работы из листа свертывают цилиндр на несколько сантиметров выше, чем нужно, и так, чтобы края заходили один на другой. Обыкновенно эти края надрезывают в виде прямоугольных зубцов и надвигают один на другой так, чтобы зубцы приходились попеременно снизу и сверху. В таком виде их плотно сплющивают на «кобылине», посыпают бурою с кусочками латуни или зернами особо приготовленного «припоя» и накаливают стык в горне, пока припой расплавится и потечет; тогда предмет погружают в воду, чтобы отпала окалина и металл стал мягче. Условие успеха: чистота и плотная пригонка спаиваемых поверхностей. Расплавленный металл пристает только к чистой поверхности другого металла, бура, расплавясь, всасывается в капиллярные щели между спаиваемыми поверхностями и растворяет всю окись. Когда же температура еще повысится, плавится и припой, расплывается по всей поверхности очищенной и предохраняемой от окисления расплавленной бурою, и заполняет вполне только узкие щели. Спаянное место проковывают, загибают нижний край внутрь и подобным же способом впаивают дно.

Вершины в своем развитии оно достигает в XVIII-XIX веках, когда декоративные приемы значительно расширяются - начинают применять гравюры и ажурный фриз, ломаные линии. Сама выработка формы является искусством - в зависимости от силы и частоты ударов украшения на кофейниках, котелках, подносах напоминают мелкие бусинки или разбросанные звезды. Если добавить и серебряное очарование луженых стенок, нетрудно понять любовь болгарина к медным сосудам, которые является великолепным украшением и современного интерьера.

 

 

 

 

 

Категория: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ | Просмотров: 60 | Добавил: aromat210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar