09:00
Ремесла Беларуси. Часть 3

 

Валяльный промысел

Валяльный промысел издавна играл важную роль в быту белорусов. Он имел целью валяние сукна и изготовление войлока, валенок, шапок.

Из сукна шили верхнюю одежду, головные уборы, штаны. Войлок шел на изготовление конской упряжи: седелок, седел, хомутов. Валяная войлочная шапка «магерка» - один из основных головных уборов белорусских крестьян. Летом белорусы носили широкополую войлочную шляпу – «брыль», «капялюш». В конце 19 века в обиходе зажиточных крестьян появилась зимняя обувь – валенки. Иногда валенки украшались аппликацией, росписью, вышивкой (в том числе бисером, стеклярусом).

Сырьем для валяльного промысла служила овечья шерсть. Процесс подготовки сырья включал стрижку, мытье и рыхление. Стригли овец дважды в год - весной и осенью. Для этого употреблялись специальные пружинные ножницы. Шерсть сортировали, мыли, просушивали, затем разрыхляли.

На Полесье повсеместно бытовало несколько традиционных способов рыхления овечьей шерсти, известных всем восточнославянским народам: разборка руками, чесание на гребнях и машинах («чесальні», «чохлярні»). Гребни употреблялись те же, что и для льняного волокна: вертикальные и горизонтальные с деревянной или проволочной щеткой. Разборка руками и чесание на гребнях спорадически бытуют в деревнях и сегодня при обработке небольшого количества сырья. Вытканное сукно для придания ему мягкости и прочности мяли («валяли», «валiлi», «збiвалi»). На Полесье, как и на всей восточнославянской территории, широко применялись три способа валяния сукна: валяние ногами, валяние по шероховатой поверхности, толчение в ступах и толчеях с водяным, ветряным, паровым приводом. В процессе валяния сукно смачивали горячей водой. Наиболее давними являлись ручные способы — валяние ногами, ребристыми качалками и толчение в ручных и ножных ступах, они бытовали повсеместно в разных соотношениях. В западном Полесье (Белорусском и Украинском) известен давний способ валяния сукна ногами.

Самым распространенным в регионе подтипом была ручная сукновальня. Она представляла собой широкую доску с ребристой поверхностью, закрепленную на той или иной подставке. В процессе работы сукно расстилали на ребристой поверхности, поливали его теплой водой и сверху прижимали другой ребристой доской аналогичного размера, но с колышками (ручками), вбитыми по краям узких сторон доски. Взявшись руками за колышки, крестьяне толкали верхнюю доску взад-вперед по расстеленному сукну и таким образом разминали его.

 Сейчас древнее ремесло валяния снова вошло в моду. Старый народный промысел возрождается.

 

 

Иногда валенки украшались аппликацией, росписью, вышивкой (в том числе бисером, стеклярусом). Сейчас древнее ремесло валяния снова вошло в моду. Старый народный промысел возрождается.

 

https://trofei.by/images/wysiwyg/2017-03-29/68F8CEh0crifXGoE.jpg

 

Соломоплетение

На Беларуси плетением из соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе, соприкасается с ними. Поэтому, так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям. Бесчисленны поверья и обряды связанные с соломой и хлебом. Несмотря на изменчивость мира, они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом с нами в виде произведений мастеров. Соломенные "пауки", кони, птицы, куклы - это не просто образы, каждый из них связан с человеком создававшим его, соприкасавшимся с ним, незримыми нитями надежд и чаяний, которые они символизировали.
На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление.

Солома имеет своеобразные природные качества. Легкость, пластичность во влажном состоянии, чистый золотистый цвет со множеством оттенков, глянцевый блеск, а также дешевизна и доступность материала обусловили его использование народами-земледельцами для плетения. Наряду с простыми бытовыми предметами, обрядовыми атрибутами из соломы создались выразительные художественные изделия, которые не уступают по красоте и декоративности лучшим образцам народного искусства с более долговечных и дорогих материалов. В наши дни из соломы создают вещи, которые предназначены преимущественно для городского быта и несут в себе не столько утилитарную, сколько эстетическую функцию. Красота и декоративность определяют шкатулки, вазы, фруктовницы и другие вещи. Интересную современную интерпретацию получила также народная традиция изготовления из соломы головных уборов и бижутерии. В декоративных венках, ожерельях, обручах, браслетах солома смотрится как настоящий ценный материал.

Среди изделий из соломы встречаются оригинальные украшения объемно-пространственного характера, которые подвешивались на углу к балке, обычно до рождественских или пасхальных праздников. Называли такие изделия пауками. Их не плели, а собирали из соломинок. Сейчас они украшают пространства выставок, различных интерьеров. Солома использовалась и для изготовления бытовых вещей: посуды, головных уборов, пчелиных ульев, разных матов и циновак. Соломоплетение развивалась в рамках домашнего производства.

Также  существовал, еще один оригинальный вид соломоплетения — пластическое творчество. В этой технике изготавливали дожиночные венки, соломенные чучела, соломенных «баб». Также пластическая творчество связывалось и со свадебными обрядами, воплощая и символизируя будущее благополучие и многодетность семьи. Соломенные куклы «молодой» и «молодого» производили в тех домах, где были молодые семьи. Нередко такие куклы превращались в детские игрушки.

Хозяйственный посуда — основной вид продукции мастеров-солоплетельщиков. Например, кузов — сосуд овальной формы, изготавливался из соломы с лозой, использовался он при севе вручную. Короб — сосуд прямоугольной или круглой формы, предназначался для переноса продуктов, хранения зерна, сбора грибов и ягод, меры сыпучих веществ. Коробка — изготовление для хранения одежды, домотканого полотна, ценных вещей. Каши служили для переноса картофеля, половы, сбора ягод, грибов. В шкатулках женщины хранили украшения. Шляпы- головной убор как для мужчины, так и для женщины.

 

http://astramechava.somee.com/img/solomka.jpg

 

https://www.fantasyway.ru/Images/Products/tourtype_127_Belorusskaya_mozaika_150584.jpg

 

Гончарное ремесло

Гончарное ремесло на территории Беларуси известно с эпохи неолита, когда появились первые вылепленные вручную глиняные изделия, посуда для приготовления пищи на огне.
Интересно наблюдать за работой гончара. Комок глины укрепляет на гончарный круг, затем раскручивает его ногой, а руками формирует нужное изделие. Несколько сотен подсохших сосудов закладываются в гончарный горн-печь из кирпича. Там разводится сильный огонь, в котором изделия накаляются почти до Бяла. После обжига они становятся крепкими и уже не  размокали от воды.

Когда-то из глины делали и самую разную посуду в которой держали продукты, подавали еду на стол, носили обед в поле. Упомянем отдельные виды гончарных изделий, их практическое применение. Горшки для приготовления пищи в печи имели наибольшее распространение в быту. Формы их почти шарообразные немного зауженные до дна, чтобы лучше нагревалась на огне. Два небольших склеенные вместе горшочки с дужкой-ручкой посередине образовывали спорыш, или парник, двойник , от слова два, пара. В один горшок наливали суп, во второй клали кашу и несли обед жнецам, или косарям.

Макацёр, мяли, макотра - сосуд для растирания мака, напоминает горшочек, но с полуоткрытые берегами.

Банка - цилиндрический, или слегка выпуклый сосуды для меда, варенья, соления, временами выше до полуметра. Банки имели крышку, иногда ручку.

Для масла, кваса, воды предназначался сосуд шарообразной формы с узкой горловиной и одной ручкой - кувшин .

Миска - невысокая, с широко полуоткрытые берегами.

Кувшин - сосуд хорошо известен. В нем обычно держали молоко – оно долго не скисает, а в жару холодное. Бытовали и другие виды гончарной посуды.

             https://konspekta.net/megapredmetru/baza1/98213022380.files/image024.jpg   https://konspekta.net/megapredmetru/baza1/98213022380.files/image026.jpg

Различали несколько способов обжига глиняных изделий: обваривание («гартаванне»), задымливание и глазуровка («глазуравание»). Обваренная в овсяном тесте, а затем обожженная посуда получалась пятнистой («рябой), задымленная – черной, остальная – красной, глазурованной и простой.

Характерный облик имеет и черно-лощеная керамика. Ее обжигали в наглухо закрытом горне без доступа кислорода. В результате определенных химических реакций в глине изделия приобретали матовый черный или синеватый цвет. Если же перед обжигом гончар камешки наводил на поверхности посуды разнообразные образцы, они становились блестящие, словно металлические.

Отдельные, наиболее умелые мастера изготавливали оригинальные фигурные сосуды в виде баранов, медведей, львов, что представляют собой своеобразную народную скульптуру. Такие сосуды были оригинальной отделкой интерьера. Их бережно хранят как семейную ценность.

Со временем гончарное ремесло, как и многие другие, превратилось в искусство.
Отдельной темой развития гончарного ремесла является мелкая пластика. Выполненные из глины различные символические животные, музыкальные инструменты, игрушки и многое другое являются важным направлением в белорусской традиционной керамике.

https://dneprovec.by/images/2018/07/20186_1.jpg Интерес к продуктам белорусского промысла того времени велик и по сей день, так как виды ремесел, способы изготовления, исходные материалы полностью отражают культуру населения, его вкусы, возможности, интересы.

 

Категория: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ | Просмотров: 176 | Добавил: aromat210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar