09:00
Народные промыслы и ремесла Великобритании. Часть 1

 

Великобритания расположена на нескольких островах и состоит из четырех стран - Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, которые объединены политически и экономически, хотя каждая из них имеет собственные культуру, язык и традиции.

Англия

В Англии было много искусных мастеров, специализировавшихся в разных отраслях народных художественных ремесел и промыслов. Передававшиеся ими из поколения в поколение традиции художественного творчества оказывают существенное влияние на развитие современного декоративно-прикладного искусства.

Особенно было развито у англичан гончарство.

       Английская глина отличается исключительной прочностью, и в районах, богатых глиной, гончарное мастерство поколениями переходило от отца к сыну. Гончары, подобные Джону Двайту из Фулхэма и семье Илеров, были крепкими, независимыми и уверенными в себе ремесленниками, сочетавшими в себе достоинства естествоиспытателей и дельцов: высоконравственные, строго дисциплинированные, ответственные.

       Двайт, мануфактура которого оставалась в распоряжении его потомков вплоть до 1862, еще в 1677 преуспел в изготовлении каменной массы немецкого типа. Кроме того, он делал статуэтки, покрытые полупрозрачной соляной глазурью, экспериментировал с основными композиционными и декоративными формами и с накладными рельефами, которые предвосхитили камеи Веджвуда. Двайт считается отцом английской керамики.

 В XVI — XVII вв. глиняную посуду покрывали разноцветной глазурью, украшая ее преимущественно гравировкой. На тарелках, кувшинах и кружках того времени, которые были чаще всего светло-коричневого или желтого цвета, изображали птиц, животных, мифические существа в сочетании с геометрическим орнаментом.

 

 

         В пятидесятые годы XVIII столетия было изобретено очень многое в гончарном искусстве. Во-первых, это технология гипсовых форм, позволившая размножать керамику и отладить ее массовое производство.
         Во-вторых, это так называемые «каменная масса», «яшмовая масса» и «базальтовая масса». В третьих, это новые глазури, необычайно близкие по своим цветам и фактурам к естественным цветам природы. Эти глазури изобрел Томас Уилдон Фентон — химик и керамист, выпускавший сервизы со скульптурным декором в виде фруктов и овощей. Его работы были столь похожи на настоящие фрукты и овощи, их глазурь была настолько «вкусная», что сервизы пользовались необыкновенной популярностью и их даже копировали на других керамических производствах Европы.

 

 

Каменная масса — это материал очень близкий к фарфору, имеющий плотную спекшуюся структуру и низкую гигроскопичность, но пока еще не белый. Ее изобрели немецкие гончары, а Джон Двайт смог повторить рецептуру и добиться технологичности ее производства. Яшмовую и базальтовую массу изобрел всемирно известный Джозайа Веджвуд (Wedgwood) — керамист из династии потомственных гончаров и ученик Фентона.

        В 1768 году он получил массу, исключительной крепости, способной выдерживать механическое воздействие: ее можно было шлифовать, резать, полировать. Основой этой массы стал тяжелый шпат (барит). Кроме своих исключительных физических характеристик, базальтовая масса была очень недорогая в производстве, однако, обладала превосходными декоративными качествами. Ее активно использовали для имитации древнегреческих ваз в период возвращения неоклассицизма и моды на все античное.

 

 В середине XVIII века на фабрике Споуд в Стаффордшире был изобретен костяной фарфор, который все еще относится к мягким фарфорам, но уже отличается своей белизной, полу-прозрачностью и «пением».


 К концу XVIII века в Великобритании работало самое большое число мануфактур в Европе. Это мануфактура в Боу, где изобрели transfer-printed — перенос на керамику печатного изображения на бумажной основе с последующим обжигом — прародитель современной деколи. Мануфактура в Челси (Chelsea porcelain factory), где изобрели стекловидный фарфор и специализирующаяся, в основном, на статуэтках в стиле барокко. Она была объединена с мануфактурой Боу (Bow porcelain) и Дерби (Royal Crown Derby) в 1766 году Уильямом Дьюсбери.

 Сегодня английские фарфоровые изделия выпускаются не только на фарфоровых фабриках и мануфактурах, их также выпускают крупные чайные компании, которые не дают англичанам забывать их традиции касательно чаепития.

 

 

 

Старый вид народного английского искусства — резьба и роспись по дереву. Массивные дубовые стулья, скамьи, сундуки различных фасонов и размеров покрывали глухой резьбой, преимущественно растительным и геометрическим орнаментом (розетки, ромбы, сплетенные круги, цветы, листья и пр.). Мелкие изделия из дерева — резные палки, курительные трубки, сувениры — вырезают кое-где и теперь.

Гринлинг Гиббонс — английский резчик по дереву. Считается одним из наиболее выдающихся английских резчиков-декораторов.

 

 

Для английского народного искусства типична скульптурная обработка дерева. Деревянные скульптуры различных размеров и форм в XVIII —XIX вв. украшали носовую часть английских судов. Обычно это были человеческие фигуры или головы животных. Мастера художественной резьбы по дереву делали сказочных коней для народных каруселей. Не только упряжь и сбруя, но и туловища этих коней покрывали резьбой — зубцами, спиралями, растительным узором.

 

 

Многокрасочная роспись применялась при художественной отделке барж, лодок, сельских повозок, внутренних стен домов. Главные мотивы росписи— цветы: красные, розовые или желтые розы разных оттенков на бутылочно-зеленом фоне.

Художественная резьба и роспись широко применялись для украшения фасадов домов. Фриз покрывали глухой барельефной резьбой — растительным орнаментом в сочетании с фигурами различных мифических существ. Реже для отделки фриза использовалась лепка из гипса. Этот способ украшения был характерен для восточных районов Англии.

 

 Английское декоративно-прикладное искусство получило в XVIII в. общеевропейское признание. Прежде всего это относится к изготовлению посуды и мебели.

      Английская мебель, славившаяся своей элегантностью и высоким качеством, изготовлялась с учётом особенностей того или иного стиля в современном искусстве. Изделия фирмы Томаса Чиппендейла (1718— 1779) тесно связаны со стилем рококо. Мастера использовали до блеска отполированное красное дерево, прихотливо изгибая спинки и ножки в виде звериных лап. 

       Красное дерево — потому что именно при жизни Чиппендейла оно было завезено в Англию и стало популярно у резчиков по дереву — не только из-за красоты, но и из-за своей удивительной твердости, которая позволяла реализовать практически любые идеи дизайнеров. А у Чиппендейла они были поистине неисчерпаемы и самобытны, иначе не вдохновил бы он целую плеяду последователей, и не оставил о себе такую память, как целое направление в дизайне интерьеров!

 

 

 

        В интерьерах в духе неоклассицизма прекрасно выглядели вещи фирм «Эпплуайт» и «Шератон». Их мебель, напротив, отличалась благородной простотой форм и матовой поверхностью дерева. Обычно она имела прямые четырёхгранные ножки, но порой им придавалась форма круглой колонны. Популярными были спинки кресел в виде античной лиры или щита с орнаментом. Интересно, что в работе фирмы «Шератон» нередко принимали участие архитекторы, которые проектировали мебель для своих построек (в частности, известный мастер неоклассицизма Роберт Адам).

 

 

 

        В отличие от мужественного стиля Хэпплуайта стиль Шератона считается более женственным. Именно он разработал изящные стулья с круглыми сиденьями для гостиной и устойчивые, с квадратным мягким сиденьем и твёрдой спинкой — для столовой. Ножки — четырёхгранные или в форме цилиндра. Ручки — круглые бронзовые.

       Стоит признать, что стиль Шератона не менее изыскан, чем стиль французской Директории, а формы мебели предвосхищают ампирные. Впрочем, и ныне стиль Шератона очень даже востребован. Потому что является пусть и выхолощенным, но очень показательным образчиком английской мебели.

 

      Ювелирное дело и искусство резьбы высоко развиты у англичан благодаря кельтским и англо-саксонским традициям. Резьба по кости, резные каменные кресты и плиты, оклады книг, ювелирные изделия с чеканкой, перегородчатой эмалью, инкрустацией и т.д. свидетельствуют о высоком мастерстве английских умельцев разных веков.

 

Категория: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ | Просмотров: 120 | Добавил: aromat210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar