09:00
Народные промыслы и ремесла Канады. Часть 1

 

Основой своеобразной культуры Канады служат традиции аборигенных народов. На сегодняшний день на территории Канады проживает около 1 млн 700 тысяч человек коренного населения. Все они – выходцы из разных индейских племен. Несмотря на принадлежность к одному народу, деятельность и образ жизни у индейцев разнится.

        На западном побережье Канады жили оседлые индейцы таких племен: нутка, цимшианы, инуки, хайда, береговые селиши и квакиютль. Они строили деревянные дома, возводили большие поселки, устанавливали тотемы, делали морские каноэ, с которых ловили рыбу.

        В прериях Канады кочевали племена ассинобойя и народы алконкинов, кри, которые охотились на бизонов.

        В лесах севера и востока страны обитали племена охотников алконкинов, лесных селишей и атапасков. Они изготавливали деревянные каноэ и дома, собирали дикий рис, охотились на пушного зверя и добывали кленовый сироп.

В районе Великих озер индейцы занимались земледелием, и именно здесь сложилась в XVI в. знаменитая Лига ирокезов, состоявшая из тобакко, онондага, онейда, сенека, кайюга, могавки (мохоки), Союза гуронов (4 племени) и Союза нейтральных племен. Эти индейцы строили большие деревни, длинные деревянные дома, занимались торговлей и охотой, а также выращивали бобовые, кукурузу и тыкву.

        На севере Канады жили предки нынешних эскимосов (инуитов), перешедшие около 10 тыс. лет назад сюда из Чукотки. Когда на этих землях появились первые европейцы, в этнокультурной общности насчитывалось около 25 тыс. чел. Они делились на небольшие кочевые группы, основной деятельностью которых была охота на тюленей, моржей, китов и оленей.
       Коренные жители северных районов,  известны своим искусством резьбы по дереву, кости и камню. Представители индейских племен считаются отличными мастерами по плетению корзин и раскрашиванию тканей.


 

Индейцы начали возрождать корзиноплетение с 1970-х годов. В их работах используется новый дизайн, сочетающий традиционные стили различных племен.
Канадские аборигены с реки Томпсон, делают из еловых корней крепкие прямоугольные корзины, а из скрученных корней - колыбели, а затем украшают их узором, выполненным в "чешуйчатой технике". Также они делали превосходные плетеные и крученые корзины. Такие корзины они использовали в хозяйстве для хранения и переработки пищи, например, желудей. Кольца корзин сшивались корнями хвойных деревьев или корнями осоки.

На северо-западном побережье племена индейцев квакиутль и хайда плетут из тонко расщепленных корней шляпы с высокой тульей, украшенные тончайшим рельефным диагональным узором. Готовые шляпы мастера часто расписывают изображениями животных.
 

 

Наиболее изысканные корзины, украшенные ракушками, бисером и красными перьями дятла, делали индейцы помо.

Также основными ремеслами индейцев квакиутль и хайда являются изготовление масок.  Квакиутли добились в искусстве резьбы по дереву, а именно, в создании сложных механических масок небывалого совершенства. Трансформационные маски, или как их называют, маски-трансформеры встречаются и у других племен-соседей квакиутль – тлинкитов, хайда, но только у первых трансформационные маски наиболее сложны и великолепны.
Маски квакиутль настолько технически сложны, что могут являть при трансформации (при отрытии и закрытии створок) шлемов две или даже три личины своих персонажей. Трансформеры квакиутль - это вершина развития искусства ритуальной резьбы по дереву.

Маска-трансформер представляет собой шлем, в котором прячутся, как в матрешке две или более масок. Створки шлема приводятся в движение с помощью веревок и блоков, и за одним раскрывающимся лицом обнаруживается другое, неизменно связанное с первым или мифом или реальной действительностью. Как правило, в масках квакиутль изображены тотемные прародители племени и их потомки, духи-помощники, а также такие персонажи как Луна и Солнце, сменяющие друг друга. Иными словами, такого рода маски призваны показать во время ритуала трансформирующийся, меняющийся характер мира, его явлений, процессов. Такие маски широко использовались в похоронных обрядах и обрядах инициации молодых мальчиков квакиутль, которые, подчас, были поражены невиданному доселе «духу», меняющему личины в процессе танца.

 

 

Маски индейского народа хайда принадлежат к тому же иконографическому типу, что и маски их соседей – индейцев тлинкитов, квакиутль, цимшиан. Условно этот иконографический тип можно назвать типом Северо-Западного тихоокеанского побережья Северной Америки. Для него характерны изображения человеческих и животных личин в их чистом виде и во всевозможных сочетаниях. Изображения тотемных животных часто обладают очеловеченными чертами и наоборот. Для всех масок тихоокеанского побережья характерен своеобразный разрез глаз (как правило, глаза имеют мягкую ромбовидную форму, четко очерченную линиями), они как бы смотрят на нас широко открытыми очами. Маски животных изображаются в древесине широкими линиями с крупными чертами, в отличие от человеческих личин с утонченной резьбой. Особое внимание уделяется типично широкой линии бровей, что усиливает акцент на «взор» масок. Свирепость деревянных ликов очень часто достигается зубастостью пастей и ртов, оскалом и гримасой устрашения. И конечно, описываемый тип масок заметно отличается от прочих яркой палитрой символической раскраски. Яркие красный, синий, зеленый, желтый в сочетании с контрастными черным и белым цветами – это далеко не весь перечень индейской палитры.

 

 

Еще одним из видов творчества индейцев хайда являются говорящие бревна (Totem Poles). Впервые увидев тотемные столбы хайда, европейцы предположили, что это – идолы, однако они сильно недооценили уровень развития религиозно-мифологических представлений индейцев. В свою очередь столбы выполняли одно из нескольких строго определённых назначений
Большинство тех, что остались сейчас на островах Королевы Шарлотты – так называемые посмертные столбы. Хайда никогда не закапывали умерших в землю. Вместо этого валили крупное дерево. Его основание (широкую часть) выдалбливали до тех пор, пока в неё не входил труп. Заложив в полученное отверстие умершего, снаружи его закрывали резным деревянным щитом с изображением символического животного. Потом вырезалась оставшаяся часть бревна (с помощью символов вырубалась история жизни умершего) и его ставили в землю как бы вверх ногами, то есть, поднимая умершего к небу.
Другая форма тотемных столбов – мемориальные тотемы. Их ставили по тем, чье тело не было найдено, например, о погибших в море. На таких столбах тоже вырубалась история человека с его символами клана, рода и семьи.
И, наконец, самые красивые столбы делались для парадного входа в дом. Здесь широкая часть дерева была снизу, и в ней вырезался раскрытый рот животного, служивший входом. Очень часто вход в дом снабжался подвижными механизмами так, что пасть или клюв животного раскрывались, чтобы запустить пришедшего внутрь.

 

 Не только резные столбы, а практически все вещи, сделанные хайда, были искусно украшены декоративной резьбой. Хозяйственная утварь, курительные трубки, деревянные охотничьи снасти были не просто предметами, но произведениями искусства. Даже то, что осталось сейчас: потрясающее зрелище, а то, что было несколько сотен лет назад - должно было просто кружить голову.

С конца XX века началось восстановление культуры и искусства хайда. Несколько лет назад в двух оставшихся деревнях – Скидегейт и Старый Массет снова стали ставить уже современные тотемные столбы. Восстанавливаются традиции резьбы по кедру.

 

Категория: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ | Просмотров: 136 | Добавил: aromat210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar