09:00
Народные промыслы и ремесла Гонконга

 

Уникальное обаяние Гонконга создано древними традициями, которые процветают в ультрасовременном городе. Своими корнями он тесно связан с прошлым, которое возвращает нас на глубину шести тысячелетий, на протяжении которых одноименный остров, принадлежавший Великой Поднебесной империи, долгое время представлял собой одинокую, поросшую лесом и кустарником скалу с крошечной рыбацкой деревушкой.

На сегодняшний день в современном Гонконге национальные традиции и обычаи Китая существенно трансформировались и приобрели яркие черты современности. Однако обычаи и традиции Гонконга-Сянгана (КНР) – это, конечно, больше китайское.
Жители Гонконга очень суеверны, что объясняется влиянием старых традиций и обычаев. Они верят в судьбу, изучают нумерологию и считают, что виновниками бед и несчастий могут быть злые духи. В каждом доме непременно можно увидеть религиозные атрибуты и талисманы, которые необходимы для привлечения удачи. Многие национальные обереги получили распространения и в других странах, самым ярким примером может служить «денежное» дерево.

Популярнейшим средством считаются предметы, заряженные магией. На них стоит печать потустороннего мира. Они продаются в огромном количестве в любых магазинах. Здешние жители не всегда надеются на то, что удачный исход дел случится сам собой, поэтому занимаются привлечением удачи самостоятельно.

Почти все традиционные промыслы старого Гонконга были связаны с морем. Рыбная ловля, изготовление креветочных соусов и сушеных морепродуктов, морская торговля. Вероятно, традиции были так сильны или бедность так безмерна, но до 1960 года основными рыбацкими судами были парусные джонки.

 

 

Хотя джонка является одним из древнейших судов, она до сих пор остаётся актуальной во многих странах Юго-Восточной Азии, правда, чаще всего используется в туристических целях. Конструкция этих традиционных китайских лодок почти не видоизменилась, но комфортных условий стало гораздо больше, а при разработке таких судов всё чаще используются инновационные технологии.

 

 

 

При освоении Новых территорий Гонконга развился еще один вид ручного производства. Большим спросом пользовались стеганые одеяла. Можно сказать, что это был сезонный бизнес, начинающийся с конца лета и заканчивающийся весной. Он длился около семи месяцев. После Второй Мировой войны в течение двадцати лет был «золотой век» производства стеганых одеял.

 

 

В Гонконге до сих пор можно встретить мастерские по изготовлению одеял ручной работы. Интересен сам технологический процесс. Хлопковую массу раскладывают ровным слоем по размеру будущего одеяла и распушивают специальным инструментом, похожим на лучковую пилу. Только вместо ножовочного полотна на ней натянут шнур. Но, наверное, самым ответственным этапом производства одеял можно считать «армирование» хлопкового мата. Его делают два человека. Предварительно закрученную нить синхронно опускают на основу одеяла. Нить, раскручиваясь, наматывает на себя ворсинки хлопка, прижимаясь к мату. «Армирование» делается по диагонали с определенным шагом. Когда этот этап закончен, то хлопковая масса превращается в цельное полотно, которое потом обшивается тканью с обеих сторон. Вот и получилось настоящее стеганое одеяло.

В 30-50 годах прошлого века появились первые работы гонконгских мастеров с использованием резных матриц. Использовались штучные матрицы для одноцветной печати, и целые наборы для многоцветной. Все как в настоящей типографии, но только ручная работа и на деревянных досках. Для каждого цвета на изображении, в наборе есть своя матрица, с вырезанными на ней элементами только одного цвета. Лист бумаги поочередно накладывается на матрицы и на нем последовательно отпечатываются разные элементы рисунка. После полного цикла получаем конечное изображение. Некоторые штучные матрицы могли применяться и для многоцветной печати, но очень простой. Мастеру приходилось самостоятельно наносить на отдельные участки разные цвета. После получения отпечатка рисунок раскрашивался вручную. Что-то похожее на книжку-раскраску, где обозначены только контуры.

 

 

В настоящее время большой популярностью пользуется сувенирная продукция, изготавливаемая в Гонконге. Самыми популярными сувенирами в Гонконге являются магниты на холодильник, футболки с надписью «Я люблю Гонконг» на китайском языке, каменные именные печати, подвесные иероглифы – «фушки», четки , настольные игры...

 ...символы Фэн-шуй, сувенирные палочки для еды. Нет, это не такая пара палочек для еды, которая осталась у вас после посещения ресторана в Гонконге. Торговые рынки Гонконга представляют сувенирные  палочки на любой вкус: просто пара палочек в оригинальном шелковом чехле, в бамбуковой коробочке с оригинальными подставками для палочек в виде небольших уточек, просто с необычной резьбой, замысловатыми узорами, с бусинками, стразами и т.д.

 

 

Одной из отличительных черт культуры Гонконга, по мнению самих жителей, от культуры всего Китая является иероглиф, означающий слово любовь. Различие визуально наблюдается в том, что в китайском иероглифе убрана часть, означающая сердце, чего не наблюдается в несколько ином языке этого города.

 

 

В июне 2002 года Гонконг получил пожертвование в виде уникальной каллиграфии с изображением Сутры Сердца от профессора Чжао Цзун-И, всемирно известного мастера с выдающимися достижениями как в академических исследованиях, так и в искусстве, который хотел, чтобы каллиграфия превратилась в наружную крупномасштабную резьбу в его работе. Его шедевр был выполнен в виде надписей на огромных деревянных колоннах, напоминающих бамбуковые плитки (жуцзян), используемые для написания в древние времена.

Сутра Сердца является изложением буддийских идей совершенной мудрости. Она звучит достаточно шокирующее для знатоков, потому что отрицает четыре благородные истины («нет ни страдания, ни причины страдания, ни прекращения страдания, ни пути»). Если провести аналогию с христианским учением, то это было бы равносильно тому, что «Христос провозгласил, что нет ни Бога, ни сатаны, ни ада, ни рая, ни греха, ни добродетели».

Чтобы отразить глубокую мудрость Сутры Сердца и совместить органично двумерную каллиграфию в трехмерную архитектуру, тридцать восемь деревянных колонн были устроены так, чтобы соответствовать топографии ландшафта, и в конфигурации получилась бы «восьмерка» (т. е. символ «∞»), символизирующий бесконечность. Столбец, расположенный в самой высокой точке холма, остается пустым, чтобы предложить концепцию «пустоты», ключевой темы в Сердечной Сутре.

 

 Жители Гонконга почитают культуру своих китайских предков. Век за веком её каноны передавались из поколения в поколение. Благодаря этому культурные начала остались практически в неизменном виде. Об этом можно судить и по иероглифам, и по тому, как готовят пищу, и по искусству. Начиная с кантонской оперы и заканчивая каллиграфией, различными изделиями и кухней – все в большой степени нашло здесь начало, которое впоследствии приобрело популярность во всем мире.

Категория: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ | Просмотров: 172 | Добавил: aromat210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar