09:00
Народные промыслы и ремесла Германии. Часть 1

 

Прикладное искусство и ремесленное мастерство и являются неотъемлемой частью культуры любой страны. Некоторые из народных промыслов, традиционно семейные, передающиеся от поколения к поколению на протяжении веков, другие стали визитной карточкой целых регионов. Старания мастеров, любовь к своему делу, сохранение традиций прошлого превращают обиходные вещи в настоящие произведения искусства. Ремесленное производство в Германии имело давние традиции. Отделение ремесла от земледелия произошло в раннем средневековье. Прежде всего выделились кузнечество, гончарство, плотничество. Около монастырей и княжеских резиденций развивались ремесла, изделия которых были предназначены для удовлетворения потребностей феодалов (дутье и роспись стекла, ювелирное дело, гравировка, миниатюры и др.) и каменотесный промысел.

В старинных германских актах упоминаются домашние кузнецы, литейщики, портные, сапожники, плотники, столяры, золотых и серебряных дел мастера и т. д.

Уже в XII—XIII веках некоторые города Германии стали крупными очагами ремесленного производства и экспортировали свою продукцию. Между городом и окрестными местами завязывается живой обмен. Ярмарки и рынки давали возможность селянину сбывать свои излишние продукты горожанам, получая от них то, чего он не мог сам сделать на дому.

Кельн стал центром производства шерстяных тканей и металлообработки, Аугсбург — центром ювелирного дела и изготовления музыкальных инструментов, а также тонких сукон и полотна,  Нюрнберг — центром  металлообработки, а  позднее и производства карандашей, игрушек, деревянных резных изделий и т. д.  В XIII веке в Саксонии развились  горнорудные  промыслы (серебряные  рудники, солеварни) и ткацкое дело.

Наиболее крупные центры ремесла постепенно сложились на Нижнем Рейне, в Шварцвальде (производство часов, ювелирных изделий, музыкальных инструментов, резьба по дереву), в Пфальце  (щетки), Баварии  (производство игрушек, музыкальных инструментов и деревянных изделий, роспись мебели), в Тюрингенском лесе (стекло, деревянные игрушки, металлоизделия), Эрцгебирге и Фогтланде (кружева и вышивки, музыкальные инструменты, шерстяные и  хлопчатобумажные ткани).  Издавна Германия была экспортером льняных тканей (северные предгорья Гарца и Везерских гор), грубых сукон (Бранденбург и др.), шелковых тканей (Крефельд, Берлин).

Немецкие ремесленники уже в XI—XII веках стали объединяться в цеха с целью защиты от притеснений феодалов и от конкуренции. В цех объединялись представители одной профессии данного города. Тот, кто не принадлежал к цеху, не мог заниматься ремеслом в этом городе. Цех имел собственные помещения на рынке, склады сырья и готовой продукции. В первый период своего существования цехи строились на основе взаимопомощи. Каждый член цеха вносил определенную сумму в общую кассу. В случае болезни мастера его содержал и платил за лечение цех. В случае несчастья, нанесшего большой ущерб хозяйству, убытки делились между всеми. Умершего мастера хоронили за счет всех членов цеха, после его смерти вдове помогали управлять мастерской.

В первый период развития цехов резкой грани между мастером и подмастерьями не было. Каждый мог стать мастером, пройдя все ступени, начиная от ученика. Перевод в подмастерья или мастера обставлялся сложным церемониалом. Принимаемый обязан был выставить угощение. Но постепенно в цеховой организации росло расслоение. Уже не каждый мог стать мастером. Срок обучения удлинился до семи лет, увеличился вступительный взнос, усложнились переводные экзамены. Незаконнорожденные дети или дети родителей «нечестных»  профессий  (мельников,  живодеров,  овчаров,  цирюльников, комедиантов и т. д.)  не принимались  в цех. Дети же мастеров могли стать мастерами, минуя нижние ступени. Особенно трудно было вступить в цех чужаку. Так как полноправным членом цеха был только мастер.

Разделения труда в мастерской не было, но оно существовало в специализации по цехам. Развитие производства порождало новые профессии, а это  способствовало возникновению все новых цехов. Чтобы устранить возможность конкуренции, владельцам мастерских предписывалось иметь установленное количество учеников и подмастерьев, запрещалось работать по ночам и в праздники; запасы сырья и количество станков или, иных орудий производства не должны были превышать строго определенной нормы, ремесленники обязаны были производить товары предписанного качества, размера и в установленном количестве.

В XVI века в Германии возникли первые мануфактуры. В XVII веке  появляются крупные для того времени предприятия, которые стараются расширить рынок сбыта. Ремесленник начинает работать не только на сбыт в данном городе, но и на другие местности.

С середины XIX века стала развиваться промышленность и ремесло постепенно отступило на задний план. Опыт и качество перекочевали из небольших кустарных мастерских сначала в фабричные мануфактуры, а позже нашли своё воплощение и в большой индустрии.

 

 

Керамика Villeroy  & Boch

В музее керамики  города Метлах можно увидеть более 15 тыс. расписанных вручную

керамических плиток, изготовленных в соответствии с оригиналами 19 века, компании

Villeroy & Boch, насчитывающей  уже более 260 лет.

 

 


Семейное предприятие, основанное  в 1748 году, сохранило свои прежние традиции и по сей день. Это столовая посуда, керамическая плитка,  предметы для кухни и ванной. Слава о ней распространилась далеко за пределами Германии.

 

Мануфактура в Фюрстенберге

Furstenberg – одна из старейших фарфоровых мануфактур Германии. Она была основана в 1747 году. В коллекции изделий мануфактуры представлены разнообразные исторические стили за весь период ее существования, а также современные формы.

  Следуя многолетней традиции, весь цикл производства фарфора осуществляется самостоятельно, начиная от подготовки фарфоровой массы и заканчивая высокохудожественным декорированием изделий матовым золотом. Эти уникальные произведения можно увидеть в лучших музеях мира, престижных частных коллекциях и в самом замке Фюрстенберг, где сейчас располагается музей фарфора.

 


Мейсенский  фарфор

Не менее известной   является   Мейсенская    фарфоровая  мануфактура   в  городе Мейсен.  До 18 века весь фарфор привозился  только  из  Китая. Но   1710 году  была построена   и  открыта первая в стране мейсенская  мануфактура. Художников интересовала тема Востока. В своих работах они воплощали свое представление об искусстве Китая: оттуда в Мейсен пришли цветы, травы, птицы, мифические животные и драконы.

 

 Фарфор всегда был предметом роскоши и изысканного вкуса. Произведения мейсеновских мастеров сразу же приобрели широкую известность. Разнообразная посуда, фазы, фигурки и статуэтки производились на заказ для королевских семей России и Европы, князей и самых влиятельных особ того времени.

 

 

 

К середине XVIII века фарфоровый бум охватил Европу. Более 40 предприятий выпускали фарфоровые изделия. Почти половина из них размещались в Германии. Ассортимент выпускаемой продукции был широчайшим, стили разнообразные.  Но особо надо выделить  кружевной фарфор, ведущий свою историю от рокальных скульптурок XVIII века, начало которой положил выдающийся художник и создатель стиля  рококо Антуан Ватто.

 

Производством скульптуры занимались далеко не все предприятия. Наиболее известными,  дошедшими до наших дней и сохранившимися  в коллекциях были изделия  Мейсенской  мануфактуры (применительно к фигуркам его называют еще  Дрезденский

Фарфор).

Известны также скульптуры мануфактуры Унтервайсбах, основанной в 1882 году в Тюрингии.


Широко известна фарфоровая скульптура мануфактуры в Зитцендорфе, основанная в 1760 году, которая сейчас носит название фарфоровый завод Фолькштедт (Volkstedt), и где с 1880 года Антуан Мюллер начинает производство «фирменного», известного на весь мир фарфорового кружева.

Кружевные статуэтки выпускались Мюллером вплоть до  Второй мировой войны. Во время бомбежек предприятие было разрушено.

 

 

 

 

Королевская фарфоровая мануфактура в Берлине

Фарфор иногда называют белым золотом. Королевская фарфоровая мануфактура в Берлине занимается производством фарфора уже на протяжении 250 лет и является одной из самых известных мануфактур мира. На королевской фарфоровой мануфактуре в Берлине есть несколько открытых для посещения мастерских, где можно понаблюдать за работой мастеров и приобрести различные фарфоровые изделия.

 

 

Керамика из Келлингхузена

Особенный свет, характерный для местности Шлезвиг-Гольштейн между Северным и Балтийским морями, на протяжении сотен лет служило источником вдохновения для многих ремесленников. У города Келлингхузен особо богатые традиции керамического ремесла. В XVIII и XIX веках шесть мануфактур производили келлингхузенский фаянс, изделия из которого в наше время высоко ценятся среди коллекционеров. Здесь до сих пор производят керамические изделия. Кроме того, в городе есть музей фаянса и керамики, а раз в год, в августе, проходит ярмарка гончарных изделий.

 

 

Регион Канненбэкерланд: керамические изделия из горного массива Вестервальд

Почва южной части горного массива Вестервальд отличается повышенным содержанием глины. Поэтому там на протяжении долгого времени процветало искусство производства керамических изделий. В области Канненбэкерланд до сих пор существует множество гончарных мастерских, в которых производят традиционные серо-голубые керамические изделия, например кружки и другую посуду. В музее керамики в городе Хёр-Гренцхаузен представлена история развития керамического ремесла. Каждый год в городах Хёр-Гренцхаузен и Рансбах-Баумбах проводятся международные ярмарки керамических изделий.

 

 

Кружево

 

В Германии, в Саксонских Рудных горах, кружевное производство было распространено Барбарой Утман в первой половине ХVI столетия. Металлические руды в горах истощились, население стало  бедствовать, тогда она стала обучать женщин плетению кружев.  Производство быстро распространилось, и уже в 1531 году она открыла большую мастерскую в Аннаберге.

Известно, что у нее было 900 работниц, которые производили тесьму или галуны (англ. braid), что являлось очень выгодным занятием, обеспечивающим доход для многих семейств. Саксония не осталась в стороне от европейских стран. Благодаря налаженному текстильному производству, приносящему большие прибыли, здесь стали плести коклюшечное кружево.

В Саксонии в городе Аннаберг –Буххольц в 1885 года в районе Рудные горы воздвигли фонтан с бронзовым памятником Barbara Uthmann (Uttmann,1514 – 1575), созданный дрезденским скульптором E. R. Henze. В годы войны статую переплавили на военные нужды. В 2002 году создали копию этого памятника, которая украшает кроме Аннаберга-Буххольца еще и город Элтерлайн.

 

 Кружева,  производимые в  Саксонских Рудных горах,  тождественны  с нидерландскими и французскими  образцами; они даже носят те же названия: гипюр, малин, клюни,  шантильи, торшон, этернель,  валансьен — и т. д., все они делятся  на три разряда: 1) кружева гипюр, 2) кружева, употребляемые для занавесей и постельного белья, и 3) кружева,  основанием которых служит  тонкая решетка, как малин и шантильи.

Плауэн - город  в Саксонии. Здесь в середине XVI века развивается ткачество. 1701 год - открывается первая мануфактура. 1858 год - установят первую вышивальную машину.
В 1880 промышленное изготовление кружева влечёт за собой быстрый рост города. «Плауэнское кружево» становится всемирно известным и становится основой развития Плауэна.  На Парижской всемирной выставке 1900 оно получает Grand Prix.

 

 

 

Баттенбергское кружево

Баттенбергские кружева обладают богатой историей, их начали изготовлять впервые в ХIХ веке в городе Баттенберг. Такое кружево было создано, чтобы заменить вышивку. Оно создается из множества тонких лент. Этот вид работ называют «ленточным» кружевом и включают в раздел игольного кружева. В зависимости от орнамента оно еще называлось русским, венецианским или брюссельским кружевом.

 

Иногда его называют ренессансным кружевом  la_gatta_ciara.

 

Вскоре кружевные мануфактуры появились в Ганновере, Нюрнберге, Аугсбурге, Лейпциге, Ансбахе,  Эберсфельде  и Гамбурге.

 

 Отсутствие в Германии шелкового производства обусловило интенсивное развитие вышивки, употреблявшейся для убранства интерьеров и украшения одежды. Крестом и полукрестом, разноцветной шерстью и шелком вышивались крупные растительные узоры

или геометрические зигзагообразные орнаменты (так называемый «венгерский шов») на

обивке мебели. Различные виды глади и золотое шитье применялись для украшения мужских камзолов и  женских платьев.

Кружево, шитое иглой, производилось, в основном, на юге, в районах, близких к Италии.

 Шпалерное ткачество возникло в Германии очень рано. Немецкие средневековые шпалеры производились в монастырях или в домашних условиях. В XVII веке шпалерное ткачество продолжало существовать в ряде районов. В домах горожан исполнялись небольшие вещи - скатерти, подушки, экраны с изображением стилизованных цветов или орнаментальных композиций, покрывавших всю поверхность изделия. В 1604 году в

 

 

Мюнхене герцог Максимилиан I основал мануфактуру, пригласив энгиенского ткача Ганса ванн дер Биста.

Мануфактура закрылась уже в 1615 году, но за это время было выполнено несколько серий шпалер по рисункам художника Петера Кандида - «Гротески», «Месяцы», «Времена года» и «История баварских герцогов».

 

 Изготовление набивных хлопчатобумажных тканей достигает очень высокого технического и художественного уровня.

В Аугсбурге, Гамбурге и других городах открывается ряд мастерских. Немецкие ситцы с тонким, изящным узором, составленным из свободно расположенных извивающихся стеблей и цветов, перевязанных бантами гирлянд, широко использовались не только для летней одежды, но и для обивки мебели и стен, успешно конкурируя с привозными английскими и французскими набивными тканями.

 

 К XV веку выделка шерстяных тканей сделалась в Германии главной отраслью производства, работавшего на  рынки за пределами страны. Значительное развитие овцеводства в Северной Германии и наличие  основных красящих веществ создавали благоприятные условия для роста сукноделия. Грубые сукна из немецкой шерсти, более дешёвые, чем тонкие сукна Фландрии и Англии, находили выгодный сбыт в районах северных морских торговых путей.

В немецких городах Нижнего Рейна вырабатывались также тонкие сукна из английской шерсти. Значительные успехи были достигнуты в XIV—XV веках и в других отраслях текстильной промышленности. Хлопчатобумажные изделия и полотно хотя и производились главным образом для продажи на местных рынках,  вывозились также в Италию, Испанию и другие страны.

 

Искусство вышивания в Шпревальде

 Вышивание в Шпревальде стало настоящим искусством. В  мастерских вручную создаются отдельные элементы национальных костюмов, а также готовые костюмы, куклы в костюмах и сувениры.

 А с   помощью вышивальной машины мастера могут по заказу выполнить любую надпись на полотне, вышить рисунок или монограмму. Ежегодно в Шпревальде проходят фестивали, где можно увидеть девушек в национальных лужицких одеждах, а также самые большие выставки кукол.

Расшитые яркими узорами головные платки и яркие юбки являются особенностью национального костюма из региона Шпревальд. Лужицкие женщины до сих пор носят национальные костюмы по праздникам. При этом каждый цвет имеет свое значение: незамужние женщины носят красные юбки, а замужние женщины — зеленые. Черные юбки надевают для посещения церкви. По виду чепчика можно определить, где именно живет та или иная женщина.

 

Категория: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ | Просмотров: 285 | Добавил: Svetlana | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar