09:00
Народные промыслы и Ремесла Финляндии

 

Издревле люди стремятся к самовыражению, отражая свои представления о красоте,  времени, нравах, традициях, обычаях, поверьях и суевериях, своем самобытном мире в духовной и материальной культуре с ее традиционными и современными особенностями.

Ремесло-это подножие искусства. В национальной культуре воплощаются этические, эстетические и  художественные принципы нации.

О становлении культуры Финляндии М. Горький писал: «Нигде не возникла культура при условиях более тяжких. Казалось бы, на этой бедной земле нет места прекрасным цветам, что среди серых скал под печальным небом не расцветает душа человека, и не победит воля его сопротивления природы, скупой дарами. Но человек победил. Его творчество, его труд осуществили почти невозможное. Его мощная воля огранила бедную каменную землю, и в короне, которой украшена наша планета, Суоми - одна из лучших драгоценностей».

Народ саами населяет Арктику уже тысячи лет. И сегодня в основе саамского образа жизни лежат их богатое культурное наследие и давние традиции.

Страна саамов, Лапландия — они называют ее Сапми — простирается по всему северному поясу Арктической части Скандинавии и российского Кольского полуострова. Признанные ООН коренным народом, саамы пользуются правом сохранять и развивать свои ремесла, язык, систему образования, оленеводческий промысел, свои традиции и идентичность.
Основой жизнедеятельности в землях Сапми, более известных как Лапландия, издавна было оленеводство, ставшее неотъемлемой частью культуры северных народов. Олени служили источником пищи, бытового сырья, а также материала для традиционных кустарных промыслов. И сегодня оленеводство для саамов  – источник дохода, как основного, так и дополнительного.

Саамы, живущие в Финляндии — часть саамского народа, одно из национальных меньшинств Финляндии. Саамы поселились на территории современной Финляндии примерно 10 тысяч лет назад,  намного раньше тех племён, которые позже образовали общность, называемую финнами.

В XIX — начале XX веков саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие по протяжённости сезонные перекочёвки. Однако некоторые саамы до сих пор предпочитают комфортабельному современному дому традиционное жилище – чум.
 

 

Поселениями саамов до начала XX века являлись погосты. Традиционное зимнее саамское жилище вежа представляло собой бревенчатую постройку в форме четырёх- или шестигранной усечённой пирамиды высотой 2,5 м. и площадью 3×3 м. с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывали оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. С XIX века вежу начинает вытеснять тупа (пырт) — срубная постройка площадью 12—13 кв. м., высотой 2 м., с одним-двумя небольшими окнами и плоской, покрытой землёй и дёрном, крышей.

 

 

Во время перекочёвок использовалась переносное жилище — кувакса. Оно имело конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, из бересты или из парусины. В центре куваксы раскладывался костёр.

 

 

Поскольку для мест проживания саамов характерно только два выраженных сезона года, лето и зима, традиционная саамская одежда делится в первую очередь на летнюю и зимнюю.

 

 

Наибольшей популярностью среди саамов пользуются гакти и юпа — традиционная верхняя суконная одежда, а также печок — верхняя зимняя одежда, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу, которая из-за своей плотности не продувается ветром.  Традиционные цвета гакти — чёрные и синие.  Также саамы носят торк — зимнюю одежду, которая, наоборот, сшита мехом внутрь. На ноги зимой надевали имы – кожаные сапоги на меху.

 

 

Летом носили юпу – рубаху из сукна с прямым кроем, перевязанную поясом. А также каньги – обувь, сшитую из оленьей шкуры мехом наружу с ремешками по бокам. На голове у замужней женщины красовалась шамшура – летний головной убор, украшенный вышивкой, бисером и оловянной нитью.

 

 

Традиционно, саамское народное ремесло подразделяется на жёсткое и мягкое. Первое – мужское. Мужчины у саамов занимались изготовлением украшенных резьбой посуды и оружия из твёрдых оленьих рогов, а женщины – ткацким делом, изготовлением украшений и корзин из природных материалом.


 

С давних времен саамы известны, как искусные ремесленники. Сплетенные корзины получались прочными и плотными, их использовали вместо ведер — они могли удерживать воду. Также к традиционным ремеслам саамов относят прядение и обработку шкур, кожи, кости, рогов и дерева. Из музыкальных инструментов у саамов наибольшей популярностью пользуются свистковые флейты, шаманский бубен, а также колокольчики – «келл» — которые подвешиваются на шею вожака стада оленей.

 

 

Материалами для длительной ремесленной традиции саамов являются рога оленей, кости, дерево, берёзовая кора, олово и кожа. Традиционными  являются чаши, вырезанные из берёзового дерева, известные под названием kuksa. Уникальные изделия ручной работы народов Лапландии можно узнать по названию лейбла Duodji, который является знаком того, что товар был произведён в местной ремесленной мастерской.

 

 

Сегодня наблюдается рост интереса к саамской культуре, традициям и верованиям, что приводит и к возрождению утерянных обычаев этого народа. Саамы пользуются в Финляндии культурной автономией, государство выделяет средства на поддержание и развитие саамской культуры.

 

 Преемственность поколений – одна из основ сохранения саамской культуры. Сформировавшийся за долгие годы образ воспитания детей у саамов предполагает постоянную связь с традициями, благодаря чему молодые саамы очень хорошо знакомы с родной культурой, и почти все владеют саамским языком. Культурным образованием молодежи занимается не только семья, но и Саамский парламент. В Йоккмокке  создан Саамский образовательный центр, где каждый желающий (в основном, это молодые люди) может обучиться народному ремеслу. Изделия ремесла соединяют в себе природные материалы, функциональность и северную традиционность. Современные стили органично вливаются в саамское ремесло, постоянно обновляя и развивая его.


Неразрывная связь с традициями, их сохранение и совершенствование делает саамов поистине исключительным народом. Суровость условий проживания и крепкая связь поколений сыграли решающую роль.

 

Материальная культура населения Финляндии имеет богатые исторические традиции, которые лучше всего сохранились в сельских местностях.

Если говорить о  саамской культуре, то, прежде всего они кочевники и скотоводы.  Они кочевали в пределах небольшой территории и сезонно. А финны − это оседлый народ.
Финны корнями связаны с древним финно-угорским населением Восточной Европы. Поначалу обживалась территория на юго-востоке страны.

 

Жизнь среди камней и болот выковала еще одну черту финского характера – решимость и упорство при завершении начатого, как бы трудно это ни было. «Умение делать хлеб из камня» – одна из главных черт финского народа.
Финские племена жили в суровых условиях севера. Сама природа помогала выковывать характер,  сильный,  выносливый.

Были широко распространены ремесла и домашние промыслы: щетину свиней использовали для изготовления щеток для чесания льна. Шкуры шли на продажу, на изготовление обуви, одежды.

Кузнецы изготовляли различные предметы: топоры, сверла, сошники, ножи, серпы и ружья.

 

Для строительства домов издавна применяют деревянные брусья, а поверх часто делают дощатую обшивку, крыши обычно двускатные, из дранки. Наружные стены красят водостойкой бурой окисью железа в ярко-красный или темно-красный цвет, на этом фоне выделяются белые оконные рамы, наличники, подоконники, косяки дверей и обшивка углов.

 

 

 

"Сауна" – финско-саамское слово.

Финнов можно считать особым банным народом потому, что они сохранили банную традицию живой и приспособили ее к современному образу жизни. Она включает в себя процесс потения от жара каменки и пара брошенной на камни воды, по-фински "лeюлю".

Баня была бревенчатой однокомнатной постройкой, которую обогревали изначально изнутри с помощью огня и дыма (баня "по-чёрному"). Сначала постройку применяли и как жильё, и как баню.

 

 История появления посуды имеет очень далекие корни. Домашняя утварь финнов преимущественно была деревянной. Использовались также медные (vaskikattila) и чугунные котлы (6ugunapata) кустарного и промышленного производства, в которых варили уху, похлебки и каши. Имела распространение и глиняная посуда (saviastiet). Деревянная утварь в хозяйстве финнов преобладала вплоть до начала ХХ века: тесто ставили в квашне (taigin), замешивали его еловой мутовкой (harkin), ушаты (korvo), лохани (lohani) служили емкостями для воды, подойники (lupsurenki) - для молока, кадушки (korvo), бочки (bucci) использовались для засолки рыбы, грибов и заготовки ягод на зиму, в деревянных ведрах (renki) готовили пойло для скота. Ковши (kauha), черпаки (lippi), короба (robeh), туеса (tuijassu), корзины (koiza), миски-ставцы (staucca), тарелки (torelkka), чашки (tsuaska), ложки (Iuzikka) - все эти предметы находили самое широкое применение в крестьянском хозяйстве.

Испокон века дерево было наиболее доступным материалом для кустарного промысла жителей края, в том числе для изготовления долбленой, резной, точеной и бондарной утвари, для выделки берестяных изделий. В основном использовались сосна, ель, береза, а также очень прочные наросты на березе-капы. Повсеместно в ходу была берестяная посуда.

Из пласта бересты финны делали короба, туеса для хранения муки, круп и других сыпучих продуктов, корзины и многое другое. В берестяную посуду сливали молоко для квашения, из куска бересты изготовляли цедилки для молока (siivila). Для питья использовали берестяные черпаки.

 

 

Из узких берестяных лент техникой косого плетения делали заплечные кошели (kesseli) в виде конвертов, низкие короба для хранения и засолки рыбы, веяния и хранения муки, корзины для сбора ягод и грибов, короба-севалки для сева зерновых, ложкарни (luzikkabu- rakkoine) - корзины для хранения ложек, солонки (suola-astie) всевозможных форм и размеров и т. п.

Рыбаки и охотники использовали плетеные солонки в форме бутылочки с деревянной пробкой. Масло они держали в специальных походных берестяных масленках с плотной деревянной крышкой, в которых оно могло храниться довольно долго. Берестяной лентой оплетали расколовшийся глиняный горшок.

 

 

Изделия из бересты очень прочны. Берестяные туеса для молока и других жидкостей служили до двадцати пяти лет. Из бересты, разрезанной на узкие полоски, плели добротные корзины с крышками, заменявшие чемоданы. Корзины эти брали в дорогу. Они использовались для хранения провизии и одежды,  предохраняя содержимое от дождя.

Бытовала среди финнов  также утварь, изготовленная из ивовых прутьев, луба и лучины. Лубяные короба и сита (siegla) делали из тонких кусков осины или липы.  Лубяные короба для хранения свежего молока имели вставное дно. В таких коробах оно долго сохраняло вкусовые качества и не прокисало.

 Наименее распространенной была утварь из щепы (лучины или драни). Из нее плели двуручные корзины, ложкарни, небольшие корзинки для сбора ягод. К долбленой утвари из ствола и капа березы, а также из комлевой части сосны относятся всевозможные ковши с длинными ручками, черпаки различной формы, поварешки (kapusta), ложки, чашки, блюда (staucca), тарелки, «рыболовки» (kapusta) - лопаточки с прорезью посередине для стока бульона. Почти все блюда, жидкие и густые, ели ложкой (ольховой); хотя в каждом доме имелись вилки, ими почти не пользовались.

Категория: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ | Просмотров: 152 | Добавил: Svetlana | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar