09:00
Культура России. Большой театр

 

Государственный академиический Большой театр России (ГАБТ), или просто Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Большой театр — национальное достояние страны. Старейший музыкальный театр России расположен практически в самом центре Москвы, на Театральной Площади, недалеко от Кремля. Полное наименование — Государственный Академический Большой театр оперы и балета России, но в народе прочно закрепилось название «Большой», что говорит о его исключительной роли в культурной жизни страны. Вся история театральной культуры Москвы долгие годы была связана с Большим театром.

Изначально театр был казённым, составляющим вместе с Малым единую московскую труппу императорских театров. Время от времени статус московской труппы менялся: она то переходила в подчинение московскому генерал-губернатору, то вновь — под петербургскую дирекцию. Так продолжалось до революции 1917 года, когда все имущество было национализировано и произошло полное разделение Малого и Большого театров.

Историю театра принято вести с 17 (28) марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». Князь начал строительство театра, который — по месту расположения на улице Петровка (на правом берегу Неглинки) — был назван Петровским. Театр Урусова сгорел ещё до его открытия, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу (Михаилу) Меддоксу. Именно под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга в 1776—1789 годах был построен Большой Петровский театр. Театр получил название по улице Петровке, в начале которой он стоял на тесном участке, окружённый хаотичной застройкой..

Трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями и под тесовой крышей поднялось за пять месяцев и обошлось Меддоксу в 130 тысяч рублей серебром, на 50 тысяч больше сметы. Торжественное открытие состоялось 30 декабря 1780 года. Театр имел партер, три яруса лож и галерею, вмещавшие около 1 тыс. зрителей, «маскерадную залу в два света», «карточную» и другие специальные помещения; в 1788 году к театру пристроили новый круглый маскарадный зал — «Ротунду». По другим источникам, зал вмещал 800 посетителей: «В театре было четыре яруса с ложами и две просторные галереи. В партере насчитывалось два ряда с закрытыми по бокам сиденьями. Роскошно украшенные ложи стоили от трёхсот до тысячи рублей и дороже. Билет в партер стоил один рубль. Театральный зал вмещал 800 зрителей и ещё столько же публики вмещалось на галереях». .За первые 14 лет владения театром Меддоксом в Петровском театре было поставлено 425 оперных и балетных спектаклей. В 1794 году Меддокс  из-за финансовых трудностей вынужден был передать театр в казну; театр стал Императорским.

Петровский театр Меддокса простоял 25 лет — 8 октября 1805 года здание сгорело. В течение трёх лет труппа давала представления в домашних театрах московской знати; некоторое время спектакли шли во владении Пашковых в северном крыле здания на углу Моховой и Большой Никитской улиц (позднее перестроенном под университетскую церковь мученицы Татьяны). Новое деревянное здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади. Театр имел партер, бенуар, три яруса лож и раёк, отличался хорошей акустикой; его интерьеры были расписаны художником М. И. Скотти. Площадь, ранее отличавшуюся непролазной грязью, выровняли и замостили, а перед театром разбили цветники. Просуществовав четыре года, здание театра сгорело во время московского пожара 1812 года. После этого театр разместился на Знаменке в доме Апраксина, который был построен в 1792 году по проекту архитектора Ф. Кампорези. Театральное помещение в доме Апраксина было тесным и неудобным, вместо кресел там стояли обтянутые грубым сукном скамейки; несколько раз за время нахождения там Петровского театра в нём случались пожары.

В 1816 году Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания театра, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Меддокса. В конкурсе приняли участие Л. Дюбуи, Д. Жилярди, Ф. Кампорези, П. Гонзаго, А. Н. Бакарев и другие архитекторы, однако ни один проект не был принят. Победителем повторного конкурса был признан проект профессора Императорской Академии художеств А. А. Михайлова. Однако проект Михайлова посчитали слишком дорогостоящим, к тому же задуманное им здание театра по своему масштабу, чрезмерно крупному, не соответствовало окружающей застройке. Переработку проекта поручили архитектору О. И. Бове, который полностью сохранил  основы композиции Михайлова, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив  его высоту с 41 до 37 метров, а также внёс существенные коррективы в его наружную и внутреннюю отделку.

По замыслу Бове, претворявшего в  жизнь идеи разработанного им и утверждённого в 1817 году генерального плана Москвы, театр  должен был стать композиционным центром ампирного  города-храма, восславлявшего победу  в Отечественной   войне.  Величие  театра подчёркивалось разбитой перед ним  строгой прямоугольной площадью, в 1820-е называвшейся Петровской, но вскоре переименованной в Театральную. Бове привёл спроектированный  Михайловым объём  в  соответствие  с  площадью и  развернул  квадригу Аполлона к зрителям. Проект сооружения театра был утверждён 10 ноября 1821 года; ещё до его утверждения Бове приступил к постройке фундаментов театра по намеченному им плану, при этом часть фундаментов сгоревшего здания были сохранены.

Рисунок ХIХ века

Театр открылся 6 (18) января 1825 года представлением «Торжество муз» — прологом в стихах М. А. Дмитриева, музыка Ф. Е. Шольца, А. Н. Верстовского и А. А. Алябьева: сюжет в аллегорической форме рассказывал, как Гений России, объединившись с музами, из развалин сгоревшего Большого Петровского театра Меддокса создал новый. Роли исполняли лучшие московские актеры: Гений России — трагик П. С. Мочалов, Аполлон — певец Н. В. Лавров, муза Терпсихора — ведущая танцовщица московской труппы Ф. Гюллень-Сор.  После  антракта был показан  балет «Сандрильона» (Золушка) на музыку Ф.Сора, балетмейстеры Ф.-В. Гюллень-Сор и И. К. Лобанов,  постановка перенесена со сцены Театра на Моховой.

В 1842 году театр перешёл под руководство петербургской дирекции императорских театров; из Петербурга в Москву приехала оперная труппа, а управляющим Московской театральной конторой был назначен известный композитор А. Н. Верстовский, который занимал эту должность до 1859 года. Крупная реконструкция театрального здания была осуществлена в 1843 году по проекту архитектора А. С. Никитина — он заменил ионические капители портика на капители типа Эрехтейона, перестроил линию боковых лож, кулуары и сценическую часть, где появилась арьер-сцена.

11 (23) марта 1853 года театр сгорел; от пожара, длившегося несколько дней, уцелели только каменные внешние стены здания и колоннада портика. К конкурсу на восстановление театра были привлечены архитекторы Константин Тон, А. С. Никитин, Александр Матвеев и главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос .

Победил проект Кавоса; театр был восстановлен за три года. В основном объём здания и планировка были сохранены, однако Кавос несколько увеличил высоту здания, изменил пропорции и полностью переработал архитектурный декор. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра  Клодта. На фронтоне  был установлен гипсовый двуглавый  орёл — государственный герб Российской империи. Театр открылся вновь 20 августа 1856 года оперой Беллини «Пуритане».

В 1890 году в стенах здания появились трещины; проведённое обследование выявило, что фундаменты театра покоились на сгнивших деревянных сваях. В 1894—1898 годах по проекту архитекторов И. И. Рерберга,  К. В. Терского и К. Я. Маевского под здание театра был подведён  новый фундамент.. Однако осадка  здания не прекратилась: в 1902 году во время спектакля значительно  осела  стена зрительного зала, в результате чего заклинило двери в средние ложи и публика была вынуждена выбираться  через соседние.

В 1913 году в Большом театре был установлен орган немецкой фирмы „Эберхард Фридрих Валькер“. Однако, он не сохранился. В 1920 в бывшем императорском фойе театра открылся концертный зал –  Бетховенский (в 2012 ему возвращено историческое название «Императорское фойе»). Его интерьер выполнен в стиле Людовика XV: стены, обитые шёлком, великолепные хрустальные люстры, итальянская лепнина, ореховые полы. Зал предназначен для проведения камерных и сольных концертов.

С 1918 года Большой театр стал называться академическим. В течение нескольких лет после октябрьской революции не прекращались споры о судьбе театра; многие высказывались за его закрытие. В 1922 году Президиум ВЦИК постановил считать закрытие театра хозяйственно нецелесообразным..

Еще в 1921  году здание  театра  обследовала комиссия, включающая видных московских архитекторов А. В. Щусева, И. П. Машкова, С. Ф. Воскресенского и И. В. Жолтовского; комиссия пришла к выводу о катастрофическом состоянии полукольцевой стены зрительного зала, которая служила опорой для сводов коридоров и всего зрительного зала. Работы по укреплению стены под руководством И. И. Рерберга начались в августе-сентябре 1921 года и продолжались в течение двух лет.   В 1924–59 работал филиал Большого театра (в помещении бывшей Оперы С. И. Зимина на Большой Дмитровке).

 В 1928 году с целью ликвидации ранговой иерархии посетителей архитектор П. А. Толстых перепланировал ряд лестниц и других помещений здания. В середине 1920-х годов старый занавес с изображением квадриги Аполлона был заменён новым, выполненным по рисунку Ф. Ф. Федоровского .

Защитная маскировка фасада. Август 1942 г.

В годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года Большой театр находился в эвакуации в Куйбышеве. В это время коллектив театра активно вносил средства в Фонд обороны и получил за это благодарность от Сталина. В Куйбышеве продолжались создаваться новые спектакли, часть труппы давала спектакли в помещении филиала в Москве.  Многие артисты театра выезжали с концертами на фронт.

В 1955 году на сцене театра появляется новый роскошный занавес из парчи, прозванный «золотым», выполненный по проекту Ф. Ф. Федоровского, который на протяжении 50 лет был главным оформлением сцены. В 1961–89 некоторые спектакли Большого театра проходили на сцене Кремлёвского дворца съездов. С 1976 года по 1991 год театр официально назывался «Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР». 29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена Большого театра. Во время реконструкции Основной сцены, с 2005 по 2011 год, на ней исполнялся весь оперный и балетный репертуар Большого театра. В настоящее время на Новой сцене исполняются спектакли из репертуара Большого театра, проводятся гастроли российских и зарубежных театральных коллективов.

Зрительный зал до реконструкции 2005 г.       

1 июля 2005 года Историческая сцена Большого театра закрылась на реконструкцию, которую первоначально предполагали завершить в 2008 году.  Во время реконструкции основного здания театра (2005–11) спектакли шли только на Новой сцене. Последним спектаклем, прошедшим на Основной сцене перед закрытием, стала опера Мусоргского «Борис Годунов» (30 июня 2005 года). Основная (Историческая) сцена Большого театра открыта в 2011, с этого времени спектакли идут на двух сценах. В 2012 начались концерты в новом Бетховенском зале.

Зрительный зал после реконструкции. 2011 г.

В 2013 году в Большом театре был установлен новый, четвёртый в истории театра, духовой орган производства немецкой органостроительной фирмы „Глаттер-Гёц“. Инструмент занимает 7-е место среди духовых органов Москвы по количеству регистров. За время существования театра было поставлено более 800 произведений. Театр включает в себя балетную и оперную труппы, Оркестр Большого театра и Сценно-духовой оркестр. На момент создания театра труппа включала в себя всего тринадцать музыкантов и около тридцати артистов. При этом в труппе первоначально не было специализации: драматические актёры принимали участие в операх, а певцы и танцовщики — в драматических спектаклях. Так, в состав труппы в разное время входили Михаил Щепкин и Павел Мочалов, которые пели в операх Керубини, Верстовского и других композиторов. К 1785 году труппа выросла уже до 80 человек и продолжала постоянно расти, достигнув к началу XX века 500, а к 1990 году — более 900 артистов.

Первой постановкой, созданной труппой театра, стала опера Д.Зорина «Перерождение» (1777). Большой успех у публики, по воспоминаниям современников, имела премьера оперы М. Соколовского «Мельник — колдун, обманщик и сват» (1779). В 1784 в труппу Петровского театра вошли ученики балетного класса, открытого в 1773 в Воспитательном доме. Первыми хореографами были итальянцы и французы (Л. Парадиз, Ф. и К. Морелли, П. Пинюччи, Дж. Соломони). В развитии балетного искусства Большого театра 1-й трети 19 века наибольшее значение имела деятельность А. П. Глушковского, возглавлявшего балетную труппу в 1812–39 гг.

К 1840-м годам в репертуаре театра появляются отечественные оперы-водевили и романтические оперы большой формы, благодаря административной деятельности композитора А. Верстовского, в разные годы инспектора музыки, инспектора репертуара и управляющего Московской театральной конторой. В 1835 году состоялась премьера его оперы «Аскольдова могила». Событиями театральной жизни становятся постановки в театре опер М. Глинки «Жизнь за царя» (1842) и «Руслан и Людмила» (1845), балета А. Адана «Жизель» (1843). В начале 60-х годов XIX века Большой был арендован итальянской оперной труппой. Итальянцы выступали несколько раз в неделю, в то время как для русских постановок остался всего один день.

Вид на царскую ложу Большого театра. Акварель 1856 года

Вторая половина XIX века в балете отмечена деятельностью выдающегося хореографа М. Петипа, поставившего в Москве ряд спектаклей, из которых одним из наиболее значительных является «Дон Кихот Ламанчский» Л. Минкуса (1869). В это время репертуар обогащается также произведениями П. Чайковского: «Воевода» (1869), «Лебединое озеро» (1877, балетмейстер Вацлав Рейзингер) — дебюты композитора в опере и балете; «Евгений Онегин» (1881), «Мазепа» (1884). Премьера оперы «Черевички» Чайковского в 1887-м становится дирижёрским дебютом её автора. Появляются   оперы  композиторов «могучей кучки»: «Борис Годунов» М. Мусоргского (1888), «Снегурочка» (1893) и «Ночь перед Рождеством» (1898) Н. Римского-Корсакова,  «Князь Игорь» А. Бородина (1898).

Балет «Лебединое озеро»

Вместе с тем в Большом театре в это время ставятся и произведения Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера и других зарубежных композиторов. На рубеже XIX и XX веков театр достигает расцвета. Многие петербургские артисты добиваются возможности участвовать  в спектаклях Большого театра.  Становятся широко известны во всем мире имена Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А.Неждановой.

В 1902 балетную труппу возглавил А. А. Горский.  Свою балетмейстерскую работу в Москве Горский начал с переработок чужих балетов «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (по мотивам петербургской постановки М. И. Петипа), 1900; «Лебединое озеро». Единомышленниками Горского были ведущие танцовщики театра М. М. Мордкин, В. А. Каралли, А. М. Балашова, С. В. Фёдорова, мастера пантомимы В. А. Рябцев, И. Е. Сидоров.

В 1912 Ф. Шаляпин ставит  в  Большом  оперу  М.Мусоргского «Хованщина». В репертуаре  появляются «Пан Воевода», «Моцарт и Сальери», «Царская  невеста» Римского-Корсакова, «Демон» А. Рубинштейна, «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера, веристские оперы Леонкавалло, Масканьи, Пуччини. В этот период с театром активно сотрудничает С. Рахманинов, проявивший себя не только как композитор, но и как выдающийся оперный дирижёр. Рахманинов совершенствует организацию работы дирижёра — благодаря ему разворачивается и переносится на своё современное место дирижёрский пульт, прежде находившийся за оркестром (лицом к сцене). В качестве художников-постановщиков участвуют в создании спектаклей выдающиеся художники, участники «Мира искусства» Коровин, Поленов, Бакст, Бенуа, Головин.

Первые годы после революции 1917 года создаются новые постановки: хореограф А. А. Горский, балетный дирижёр Ю. Ф. Файер — в 1919 году впервые в Москве ставится «Щелкунчик» П. И. Чайковского, в 1920 году — появляется новая постановка «Лебединого озера». К. Я. Голейзовский ставит балет «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко (1925), Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров — спектакль «Красный мак» Р. М. Глиэра (1927), В. И. Вайнонен — балет «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева(1933). В опере преобладают произведения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского. В 1927 году режиссёром В. А. Лосским рождается новая редакция «Бориса Годунова». Ставятся оперы советских  композиторов — «Трильби» А. И. Юрасовского (1924), «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (1927).  В 1918–22 в Большом театре  осуществляла постановки  Оперная студия под руководством К. С. Станиславского.

В 20-е годы театр представляет публике лучшие оперы зарубежных композиторов: «Саломея» Р. Штрауса (1925), «Свадьба Фигаро» В.- А.Моцарта (1926), «Чио-чио-сан (Мадам Баттерфляй)» (1925) и «Тоска» (1930) Дж. Пуччини. 20-е и 30-е годы на сцене Большого впервые ставятся «Трильби», «Иван-солдат», «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Тихий Дон», «Броненосец «Потёмкин». В 1920–30-е гг. спектаклями дирижировали  Н. С. Голованов, А. Ш. Мелик-Пашаев, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, Б. Э. Хайкин, на сцене пели В. В. Барсова, К. Г. Держинская, Е. Д. Кругликова, М. П. Максакова,  Н. А. Обухова,  Е. А. Степанова, А. И. Батурин, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, М. Д. Михайлов, П. М. Норцов, А. С. Пирогов. Состоялись премьеры советских опер: «Декабристы» В. А. Золотарёва (1925), «Сын солнца» С. Н. Василенко и «Тупейный художник» И. П. Шишова (обе 1929), «Алмаст» А. А. Спендиарова (1930); в 1935 поставлена опера «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича. В кон. 1940 поставлена «Валькирия» Вагнера (режиссёр С. М. Эйзенштейн). С кон. 1920-х гг. роль Большого театра – теперь столичного, «главного» театра страны – возрастает. В 1930-х гг. сюда перевели из Ленинграда балетмейстеров, педагогов и артистов, перенесли лучшие спектакли. М. Т. Семёнова и А. Н. Ермолаев стали ведущими исполнителями наряду с москвичами О. В. Лепешинской, А. М. Мессерером, М. М. Габовичем. В театр и школу пришли ленинградские педагоги Е. П. Гердт, А. М. Монахов, В. А. Семёнов, балетмейстер А. И. Чекрыгин. В 30-е годы  ставятся произведения И. И. Дзержинского, Б. В. Асафьева, Р. М. Глиэра.

В 1935 году проходит премьера оперы Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Окончание Великой Отечественной войны театр отмечает яркими премьерами балетов С. Прокофьева «Золушка» (1945, балетмейстер Р. В. Захаров) и «Ромео и Джульетта» (1946, балетмейстер Л. М. Лавровский), где в главных партиях выступает Г. С. Уланова.

В последующие годы Большой театр обращается к творчеству композиторов «братских стран» — Чехословакии, Польши и Венгрии («Проданная невеста» Б. Сметаны (1948), «Галька» С. Монюшко (1949) и других), а также пересматривает постановки классических русских опер (создаются новые постановки «Евгения Онегина», «Садко», «Бориса Годунова», «Хованщины» и многие другие). Значительная часть этих постановок осуществлена оперным режиссёром Б. А. Покровским, пришедшим в Большой театр в 1943 году. Его спектакли в эти годы и последующие несколько десятилетий служат «лицом» оперы Большого.

В 1950—1960-е годы появляются новые постановки опер: Верди («Аида», 1951, «Фальстаф», 1962), Д. Обера («Фра-Дьяволо», 1955), Бетховена («Фиделио», 1954),

 В лучших спектаклях 1950–70-х гг. пели И. К. Архипова, Г. П. Вишневская, М. Ф. Касрашвили, Т. А. Милашкина, Е. В. Образцова, Б. А. Руденко, Т. И. Синявская, В. А. Атлантов, А. А. Ведерников, А. Ф. Кривченя, С. Я. Лемешев, П. Г. Лисициан, Ю. А. Мазурок, Е. Е. Нестеренко, А. П. Огнивцев, И. И. Петров, М. О. Рейзен, З. Л. Соткилава, А. А. Эйзен, дирижировали Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, К. А. Симеонов и др.

Театр активно сотрудничает с зарубежными артистами, музыкантами, художниками, режиссёрами из Италии, Чехословакии, Болгарии, ГДР. В Большой приходит хореограф Ю. Н. Григорович, на московскую сцену переносятся созданные им балеты «Каменный цветок» С. С. Прокофьева (1959)  и  «Легенда о любви» А. Д. Меликова (1965), ранее ставившиеся в Ленинграде. Он делает новые редакции «Щелкунчика» (1966) и «Лебединого озера» (1969) Чайковского, а также ставит «Спартака» А. И. Хачатуряна (1968).

В 1960–70-х гг. постоянными исполнителями в балетах Григоровича  были ведущие  артисты Большого театра: М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, М. В. Кондратьева, Н. В. Тимофеева, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, Н. И. Бессмертнова, Н. Б. Фадеечев, М. Лиепа, М. Л. Лавровский, Ю. К. Владимиров, А. Б. Годунов и др. Событием  в жизни  театра становится постановка  «Кармен-сюиты»  (1967), созданная кубинским балетмейстером А. Алонсо на музыку Ж. Бизе и Р. К. Щедрина специально для балерины М. М. Плисецкой.

В 1970-е и 1980-е В. Васильев и М. Плисецкая  выступают в роли хореографов. Плисецкая ставит балеты  Р. К. Щедрина  «Анна Каренина» (1972),  «Чайка»  (1980), «Дама  с собачкой»  (1985), а  Васильев — балеты  «Икар» С. М. Слонимского (1976), «Макбет» К. В. Молчанова (1980), «Анюта»  В. А. Гаврилина (1986). Труппа Большого театра часто гастролирует за рубежом, имея успех в Италии, Великобритании, США и многих других странах.

В 1995–2000 основа репертуара – русские оперы 19 века, среди постановок: «Иван Сусанин» М. И. Глинки (возобновление постановки Л. В. Баратова 1945), «Иоланта» П. И. Чайковского (режиссёр Г. П. Ансимов; обе 1997), «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова (1998, дирижёр А. Н. Чистяков, режиссёр Б. А. Покровский). С 1995 зарубежные оперы в Большом театре исполняются на языке оригинала. По инициативе Б. А. Руденко состоялось концертное исполнение опер «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти (дирижёр П. Феранец) и «Норма».

Музей ГАБТСцена из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Режиссёр Л. В. Баратов.

В настоящее время в репертуаре Большого театра сохраняются многие классические постановки оперных и балетных спектаклей, но при этом театр стремится к новым экспериментам. В сфере балета создаются постановки произведений Д. Шостаковича «Светлый ручей» (2003) и «Болт» (2005). В 2001 впервые в Большом театре поставлена опера «Набукко» Дж. Верди (дирижёр М. Ф. Эрмлер, режиссёр М. С. Кисляров), под руководством Г. Н. Рождественского состоялась премьера 1-й редакции оперы «Игрок» С. С. Прокофьева (режиссёр А. Б. Титель). Основы репертуарной и кадровой политики (с 2001): антрепризный  принцип работы над спектаклем, приглашение исполнителей на контрактной основе (при постепенном сокращении основной труппы), прокат зарубежных спектаклей («Сила судьбы» Дж. Верди, 2001, аренда постановки театра «Сан-Карло», Неаполь); «Адриенна Лекуврёр» Ф. Чилеа (2002, впервые на этой сцене, в сценической версии театра «Ла Скала»).

В 2002 открыта Новая сцена, первый спектакль – «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (дирижёр Н. Г. Алексеев, режиссёр Д. В. Белов). Среди постановок: «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского (2003, впервые в Большом театре; дирижёр А. В. Титов, режиссёр Д. Ф. Черняков), «Летучий Голландец» Р. Вагнера в 1-й редакции (2004, совместно с Баварской государственной оперой; дирижёр А. А. Ведерников, режиссёр П. Конвичный).  Среди постановок этих лет – оперы «Макбет» Дж. Верди (2003, дирижёр М. Панни, режиссёр Э. Некрошюс), «Дети Розенталя» Л. А. Десятникова (2005, мировая премьера; дирижёр Ведерников, режиссёр Некрошюс), «Евгений Онегин» Чайковского (2006, дирижёр Ведерников, режиссёр Черняков.

С 2009 в Большом театре начала работать Молодёжная оперная программа, участники которой стажируются в течение 2 лет и принимают участие в спектаклях театра. С 2010 во всех постановках обязательно присутствуют зарубежные постановщики и исполнители. В 2010 поставлены оперетта «Летучая мышь» И. Штрауса (впервые на этой сцене), опера «Дон Жуан» В. А. Моцарта (совместно с Международным фестивалем в Экс-ан-Провансе, театром «Реал» в Мадриде и Канадским оперным театром в Торонто; дирижёр Курентзис, режиссёр и художник Черняков), в 2011 – опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (дирижёр В. С. Синайский, режиссёр К. С. Серебренников). К работе над операми привлекаются постановщики, уже получившие известность как драматические или кинорежиссёры. Среди них — А. Сокуров, Т. Чхеидзе, Э. Някрошюс, Ю.Любимов и другие.

Ведется работа по «очищению» оригинальных оперных партитур от позднейших напластований и пометок, возврату их к авторским редакциям. Таким образом готовилась новая постановка «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского (2007), «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки (2011). Появляются  новые постановки: оперы Леонида Десятникова «Дети Розенталя» (2005), опера «Евгений Онегин» (2006, режиссёр Дмитрий Черняков.

В марте 2019 года впервые за всю свою 243-летнюю историю на Новой сцене ГАБТ поставил знаменитую оперу Антонина Дворжака "Русалка" (реж.Тимофей Кулябин). Опера Россини "Путешествие в Реймс" (режиссер - Дамиано Микьелетто, дирижер - Туган Сохиев) стала лауреатом российской оперной премии Casta Diva за 2018 год в номинации "Спектакль года".

В кон. 1990-х – нач. 2000-х гг. на сцену Большого театра перенесены балеты: Дж. Кранко («Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти, 1996), Дж. Баланчина («Симфония До мажор» на музыку Ж. Бизе и «Агон» И. Ф. Стравинского, 1999), Ф. Аштона [«Тщетная предосторожность» Ф. (Л. Ф.) Герольда, 2002], Дж. Ноймайера («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети, 2004). Специально для Большого театра сочиняли балеты крупнейшие французские балетмейстеры П. Лакотт («Дочь фараона» Ч. Пуньи, по мотивам спектакля М. И. Петипа, 2000) и Р. Пети («Пиковая дама» на музыку П. И. Чайковского, 2001).

Значительное место в репертуаре первых лет 21 в. занимали работы Ратманского (в 2004–09 художественный руководитель балета Большого театра). Он поставил и перенёс на московскую сцену свои спектакли: «Леа» на музыку Л. Бернстайна (2004), «Игра в карты» И. Ф. Стравинского (2005), «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева (2008), «Русские сезоны» на музыку Л. А. Десятникова (2008).

С 2007 Большой театр начал работу по восстановлению классических балетов на основе исторических материалов. Особенно активно она велась в 2009–11, когда художественным руководителем труппы был знаток старинной хореографии Ю. П. Бурлака: «Корсар» А. Адана (2007, постановщики А. О. Ратманский и Бурлака по М. И. Петипа), Большое  классическое па из балета «Пахита»  Л. Ф. Минкуса (2008, постановщик Бурлака по Петипа), «Коппелия»  Л. Делиба (2009, постановщик С. Г. Вихарев по Петипа), «Эсмеральда» Ч. Пуньи (2009,  постановщики  Бурлака и В. М. Медведев по Петипа), «Петрушка» И. Ф. Стравинского (2010,  постановщик Вихарев ).

В 2009 в Большой театр на пост балетмейстера вернулся Ю. Н. Григорович, он возобновил несколько своих спектаклей («Ромео и Джульетта», 2010; «Иван Грозный», 2012; «Легенда о любви», 2014; «Золотой век», 2016), подготовил новую редакцию «Спящей красавицы» (2011).

С конца 2000-х гг. в области современного репертуара наметился поворот в сторону больших сюжетных спектаклей («Утраченные иллюзии» Л. А. Десятникова в хореографии А. О. Ратманского, 2011; «Онегин» на музыку П. И. Чайковского в хореографии Дж. Кранко, 2013; « Марко Спада, или Дочь бандита» Д. Обера в хореографии П. Лакотта, 2013; «Дама с камелиями» на музыку  Ф. Шопена в хореографии  Дж. Ноймайера, 2014; «Укрощение  строптивой» на  музыку Д. Д. Шостаковича  в  хореографии Ж. К. Майо, 2014; «Герой  нашего  времени» И. А.  Демуцкого  в хореографии Ю. М.  Посохова, 2015; «Ромео и  Джульетта» С. С. Прокофьева  в  хореографии  Ратманского, 2017; «Нуреев» Демуцкого в  хореографии  Посохова, 2017). В 2000–10-х годах Большой театр продолжил работу над балетами Дж. Баланчина, сотрудничество с  Р. Пети. Среди танцовщиков 1990–2010-х годов: Н. Г. Ананиашвили, М. А. Александрова, Д. В. Белоголовцев, И. В. Васильев, А. В. Горячева, Н. А. Грачёва, С. Ю. Захарова, Д. К. Гуданов, Ю. В. Клевцов, Е. В. Крысанова, В. В. Лантратов, М. Ю. Лобухин, В. М. Лопатин, С. А. Лунькина, А. Н. Меркурьев, Н. П. Осипова, М. В. Перетокин, И. А. Петрова, М. А. Рыжкина, Д. А. Савин, Р. В. Скворцов, Г. О. Степаненко, А. И. Уваров, С. Ю. Филин, Н. М. Цискаридзе.

Музыкальными руководителями театра в разные годы были: главные дирижёры – В. И. Сук (1906–33), А. Ф. Арендс (главный дирижёр балета,  1900–24), С. А. Самосуд (1936–43), А. М. Пазовский (1943–48), Н. С. Голованов (1948–53),  А. Ш. Мелик-Пашаев (1953–63), Е. Ф. Светланов (1963–65), Г. Н. Рождественский (1965–70),  Ю. И. Симонов (1970–85), А. Н. Лазарев (1987–95), художественный руководитель оркестра П. Феранец (1995–98), музыкальный руководитель Большого театра, художественный руководитель оркестра М. Ф. Эрмлер (1998–2000), художественный руководитель Г. Н. Рождественский (2000–01), музыкальный руководитель и главный дирижёр А. А. Ведерников (2001–09), музыкальный руководитель Л. А. Десятников (2009–10), музыкальные руководители и главные дирижёры – В. С. Синайский (2010–13), Т. Т. Сохиев (с 2014).

Главные режиссёры театра: В. А. Лосский (1920–28), Н. В. Смолич (1930–36), Б. А. Мордвинов (1936–40), Л. В. Баратов (1944–49), И. М. Туманов (1964–70), Б. А. Покровский (1952, 1955–63, 1970–82); руководитель режиссёрской группы Г. П. Ансимов (1995–2000).

В январе 2014 года главным дирижёром и музыкальным руководителем театра стал Туган Сохиев. С июля 2013 года Владимир Урин занимает пост генерального директора Большого театра.

За всю историю Большого театра его артисты, художники, режиссёры многократно удостаивались различных знаков признания со стороны государства. В советский период более 80 из них получили звание Народных артистов СССР, 4 человека получили звание Народных художников СССР (академик Фёдор Федоровский, академик Симон Вирсаладзе, академик Вадим Рындин, академик Валерий Левенталь), более  60 получили Сталинские премии, и 12 — Ленинские премии (Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Ирина Архипова, Юрий Григорович, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Наталья Бессмертнова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Борис Покровский, Симон Вирсаладзе, Владимир Васильев), восьми присвоено звание Героя Социалистического труда (Ирина Архипова, Юрий Григорович, Елена Образцова, Иван Козловский, Евгений Нестеренко, Майя Плисецкая, Марина Семёнова, Галина Уланова — дважды герой). В период после 1991 года многие артисты стали Народными артистами Российской Федерации и лауреатами Государственных премий Российской Федерации.

В марте 2010 года Большой театр совместно с компанией «Веl Air Media» начал транслировать свои спектакли в кинотеатрах мира. 11 марта 2012 года совместно с компанией «Google Russia»  Большой театр начал трансляцию балетных постановок на своём  канале YouTube на территории России.

В июле 2016 года Большой театр при поддержке группы „Сумма“ и департамента культуры правительства Москвы запустил серию уличных трансляций своих спектаклей. Трансляции осуществлялись на специальном всепогодном экране, смонтированном на главном фасаде театра, и были приурочены к пятилетию со дня окончания реставрации.

В 2001 году был создан попечительский совет Большого театра. С мая 2006 по июль 2018 года председателем попечительского совета являлся Александр Жуков, первый заместитель Председателя Государственной Думы Российской Федерации, его заместителем — Михаил Швыдкой, ныне представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству. Попечители  помогли многим проектам театра,  в том числе: реставрация исторического здания  Большого театра, опера  «Руслан и Людмила», балет «Спящая красавица», опера «Летучая мышь», балет  «Пламя Парижа», опера «Снегурочка», балет «Тарантелла», балет «Золушка», балет «Ромео и Джульетта», частично финансировались гастроли балета Большого в Париже и цикл «Камерных вечеров» в Бетховенском зале,  цикл симфонических концертов и Фестиваль в честь Майи Плисецкой. С июля 2018 года председатель попечительского совета Андрей Костин.

В Большом театре для публики открыты три зрительных зала:

  • Историческая (основная) сцена, вмещающая 2500 человек;
  • Новая сцена, открытая в 2002 году и рассчитанная на 1000 зрителей;
  • Бетховенский зал на 320 мест, знаменитый своей уникальной акустикой.

Историческая сцена представлена в том виде, в каком она была во второй половине позапрошлого века и представляет собой полукруглый зал с четырьмя ярусами, украшенный золотом и красным бархатом. Над головами зрителей — легендарная люстра с 26000 хрусталиков, появившаяся в театре в 1863 году и освещающая зал 120 лампами.

Новая сцена открыта по адресу: улица Большая Димитровка, дом 4, строение 2. Во время масштабной реконструкции здесь шли все репертуарные спектакли Большого, а в настоящее время на Новой сцене проходят гастроли зарубежных и российских театров.

Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны двух сортов — насыщенно-розовый «Галина Уланова» и ярко-красный «Большой театр», выведенные голландским селекционером Лефебером. В начале прошлого века цветовод увидел Уланову на сцене Большого. Лефебер был так впечатлён талантом русской балерины, что специально в честь её и театра, в котором она блистала, вывел новые сорта тюльпанов. Изображение здания Большого театра можно увидеть на многих почтовых марках и на банкнотах сторублёвого достоинства.

Понимая важность сохранения исторической памяти о Большом театре – выдающихся спектаклях и знаменитых артистах, музыкантах, художниках, уже в первой половине ХIХ века при московской конторе Императорских театров начали собирать архивные материалы, в том числе репертуарные афиши и программы спектаклей.

Решение создать специальный театральный музей с тем, чтобы планомерно собирать и хранить не только документальные, но и художественные, материальные памятники, было принято в 1918 году по инициативе Дирекции и Управления государственных академических театров. В 1921 году в залах бельэтажа Большого театра была открыта первая экспозиция музея, которую, как гласила вывеска при входе, «ежедневно во время антрактов» могли посетить пришедшие на спектакль зрители. Одним из основателей музея по праву можно считать Федора Федоровского, в течение долгих лет занимавшего пост главного художника театра.

В музее собрана уникальная коллекция сценических костюмов, выполненных по эскизам известных театральных художников. Многие костюмы этой коллекции принадлежали самым ярким звездам, выступавшим на сцене Большого театра. В том числе Федору Шаляпину, Екатерине Гельцер, Антонине Неждановой, Галине Улановой, Сергею Лемешеву, Ивану Козловскому, Майе Плисецкой, Ирине Архиповой, Екатерине Максимовой, Владимиру Васильеву. Почетное место в этой коллекции занимает почти полностью сохранившийся театральный гардероб Леонида Собинова.

Коллекция мемориальных предметов также связана с именами прославленных театральных деятелей. Это евангелие Михаила Глинки, веера Марии Тальони, Анны Павловой, Антонины Неждановой, ларец для грима Марии Максаковой, фортепиано Веры Дуловой, на котором оставили свои автографы Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Александр Мелик-Пашаев.

В рукописном фонде музея хранятся автографы гениальных русских композиторов – Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Петра Чайковского, Александра Глазунова, Николая Римского-Корсакова, Сергея Прокофьева, Сергея Рахманинова Дмитрия Шостаковича.

Музей Большого ведет активную экспозиционно-выставочную деятельность. В  залах фойе театра можно увидеть временные экспозиции, посвященные выдающимся постановщикам и артистам театра, знаменитым спектаклям. Музей принимает активное участие в организации выставок в России и за ее пределами.

Большой театр, его музей, здание исторической сцены - объект культурного наследия народов России федерального значения .

Большой театр включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й (2007) и 1-й (2013) степеней, орденом Святого апостола Андрея Первозванного (2017).

Категория: КУЛЬТУРА НАРОДА | Просмотров: 276 | Добавил: Svetlana | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar