09:00
Художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство США. Часть 2. От Колумба до наших дней

 

Сейчас продажа предметов народного творчества — важный источник дохода для многих современных индейцев. Чтобы обеспечить себе пропитание, индейцы продают туристам украшения, тканные и гончарные изделия, картины.

С появлением первых колонистов Северной Америки в ХVIIVIII веках начинает развиваться американское ремесло в стране. Зачинателями его являются переселенцы из стран Европы: Англии, Нидерландов, Франции и др.

Американское ремесло - ремесленное производство, произведенное независимыми художниками, работающими с традиционными материалами ремесла и/или процессами, такими как древесина, деревообрабатывающая или создание мебели, стекло или выдувка стекла, глина или керамика, текстиль, металл или обработка металлов.

Во 2-й половине ХIХ века в Штатах началось движение за создание своего национального стиля, который не был бы заимствован из Европы.

Во второй половине XIX века в США рынок был наводнен большим количествам дешевой, но некачественной и нефункциональной продукции, а дома - заполнены безделушками и мебелью, выполненной в подражание европейским стилям.

 

Принципы простоты материала и функциональности оказались очень близки рациональному характеру американцев. Они совпадали с этикой и ценностями первых переселенцев. В мебельном деле у них перед глазами был наглядный пример в виде продукции шейкеров. Община шейкеров, состоявшая из потомков религиозных эмигрантов из Англии, в XIX веке продолжала придерживаться обычаев и традиций XVII века, в том числе в изготовлении мебели и других предметов обихода. Шейкеры делали простые лишенные декора предметы мебели из неокрашенного дерева с продуманными пропорциями не только для себя, но и на продажу.

 

 

Компания «Рофкрофт» наладила выпуск мебели в «миссионерском стиле» и такой же простой по формам керамики и металлической утвари. Широкую известность получили их изделия из меди. Мастерские Густава Стикли и братьев Грин производили удобную качественную мебель ручной работы из цельного и пиленого дуба и, позднее, из красного дерева и серебристого клена.

 

 

В начале ХIХ века стало популярным для сельских американцев взять художественное оформление их домов и мебели в их собственные руки. Художник Руфус Портер был сторонником американского движения ремесла. В 1825 он издал Избранную Коллекцию Ценных и Любопытных Искусств и Интересные Эксперименты. Книга являлась инструкцией для внутренних декоративных искусств, включая отделку стены, пола и живопись мебели.

К концу ХIХ века почти исчезли доиндустриальные отрасли ремесла. С промышленным развитием страны произошел отход американской культуры от ранних колониальных американских и индейских корней ремесла. Луи Комфорт Тиффани был пионером американского движения ремесла, приводя доводы в пользу размещения хорошо разработанных и обработанных объектов в американском доме.

В 1876 году в Филадельфии прошла выставка. Там были представлены продукция компании «Джеффри и Ко», выпускавшей обои по рисункам Морриса, вещи Крейна, Королевской школы шитья и других. С американской стороны выставлялись изделия шейкеров, впервые получившие мировое признание, а также оригинальная керамика из города Цинцинатти. Однако большую часть экспонатов составляли образцы популярного в то время, так называемого, «американского ампира», представлявшие собой выполненные промышленным способом предметы с элементами этого стиля.

 

 Вскоре по всей стране начинают появляться многочисленные общества искусств и ремёсел по образу и подобию английских гильдий ремесленников. Первая подобная организация, получившее название Городское общество искусств и ремесел, было создано в Бостоне. За ним последовали десятки подобных объединений и учебных групп в различных городах страны.

Одним из самых значимых было основанное в 1882 году Нью-Йоркское общество художественной керамики, участники которого также выставляли украшения, изделия художественного металла и образцы декоративных росписей, собранные со всей страны. В декоре этих изделий преобладали изображения нарциссов, цветов яблони, настурций, а также геометрический орнамент.

В Америке в колониальный период единственным видом домашней посуды была простая, довольно грубая красная керамика. Ее делали из той же глины, что и кирпичи, обычно покрывали свинцовой глазурью и иногда украшали рисунками по ангобу или пенсильванским немецким сграффито (процарапанным узором). Каждая маленькая община имела своего гончара, который обычно занимался еще каким-нибудь ремеслом. В Массачусетсе, Пенсильвании и Огайо производством стекла и керамики часто занимался один человек.

 

Существовало около тридцати видов ранних красных изделий, которые удовлетворяли нужды общин колонистов. Европейская керамика была слишком дорогой и слишком хрупкой; это был невыгодный груз для купеческих судов, поэтому помимо красной глины для изготовления блюд и прочей посуды колонисты употребляли дерево и металл. Позднее, когда общество Филадельфии и Бостона стало более изысканным, были предприняты попытки изготовления более тонкой керамики из разных сортов глины и появились более тщательные воспроизведения декорированных европейских образцов. В 1769 в Бостоне имитировали некоторые уилдонские модели и пытались сделать черепаховую керамику и зеленую столовую посуду.

По мере улучшения благосостояния населения формировался вкус к более тонким изделиям, и в 19 в. американская керамика стала быстро развиваться. В 1809 филадельфийская фирма Carter&Company производила «колумбийскую керамику» – изделия типа веджвудского Сервиза королевы, украшенные серебром и золотом. Абрахам Миллер, тоже из Филадельфии, в результате поисков новых технологий производства массовой продукции в 1824 выставил образцы керамики с серебряным люстром.

 

РОКИНГЕМСКИЕ ИЗДЕЛИЯ.

 Вслед за красной керамикой наиболее типичным видом американской керамики были рокингемские изделия, выполненные преимущественно из темно-желтой каменной массы и покрытые коричневой глазурью. Метод их изготовления превратил американские кустарные производства керамики в заводские. В 1833  фирма объединилась с известной производственной организацией «Американская компания по производству керамики». Хендерсон впервые в Америке стал применять метод переводной печати и копировать изделия фабрики Риджвея, созданные по рисункам Кановы.

 

ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ДРУГИХ ТИПОВ

Керамическая промышленность Соединенных Штатов начала приобретать современную форму. Более старые, украшавшиеся вручную американские изделия мало подходили для массового производства и новых фабричных методов. Копировались новейшие английские типы изделий (более ранние стили вышли из моды), такие, как айронстоун, или «железная» каменная масса, называемая также белым гранитом, и ярко расцвеченная грубая керамика, так называемая майолика, которая широко применялась в декоративных целях, особенно в конце столетия.

 

Фарфор

Американский фарфор сравнительно поздно стал производиться в коммерческих целях, хотя каолин (белая глина, используемая для изготовления фарфора), был обнаружен в стране еще в 1738 и на кораблях вывозился за границу. Из-за ограниченного спроса на любые роскошные и изысканные фарфоровые изделия массовое производство фарфора началось лишь около 1825, когда в Джерси-Сити стала действовать недолговечная корпорация «Компания фарфора и керамики Джерси».

В 1882 гончары Отт и Брюэр изготавливали первый американский белликский фарфор, светлый париан, облитый металлическим люстром и изготовленный методом отливки в формах.

 

 

Мастерами американской керамики, как правило, были женщины. Они стремились проявить себя в той сфере, которую общественное мнение считало вполне подходящим и приличным занятием для представительниц слабого пола. Среди других заметных объединений второй половины XIX века, занятых в сфере художественной керамики, стоит отметить Керамический завод в Челси, штат Массачусетс, основанный в 1866 году. После филадельфийской выставки 1876 года в его продукции проявляются сильные французские и японские влияния.

В конце XIX века в штате Пенсильвания возникла ассоциация «Роуз Вэлли». Основной продукцией ассоциации стала керамика и мебель, которую реализовывали через филадельфийскую систему розничной торговли.

 

 

Параллельно с небольшими местными обществами в США в стилистике, близкой Движению искусств и ремёсел, работали ряд фирм, получивших всемирную известность. Среди них компания отца и сына Тиффани, которые обосновались в Нью-Йорке. Чарльз Л. Тиффани занимался ювелирными украшениями и изделиями из металла, а его сына Луиса К. Тиффани прославили изделия из стекла, с которым он начал работать в 1872 году.

 

 

В 1880 году возникает еще одна известнейшая фирма - «Руквуд», ставшая своего рода символом американского Движения искусств и ремёсел. Ее основательница Мария Лонгворт-Сторер (Николс) взяла за основу технику подглазурной росписи. На первых порах привлекались к сотрудничеству квалифицированные мастера-любители, в основном женщин из Керамического клуба. Им сдавались им в аренду мастерские.

 

 Еще одной отличительной чертой этого времени является интерес к искусству коренных обитателей североамериканского континента. Художники, вводя новую моду, начинают собирать цветные коврики и гончарные изделия индейцев.

 

 

Постепенно проходил переход от ручного труда к широкому использованию машин.  Это является показательным для всего американского Движения искусств и ремёсел.

Декоративно-прикладное искусство как вид художественной деятельности связан с ручным трудом мастера, выделившимся в самостоятельную отрасль производства. Дальнейшее общественное разделение труда приводит к замене ремесленного производства машинным (мануфактуры, фабрики, заводы), функциональная конструкция и украшение становятся делом разных специалистов.

Так возникает художественная промышленность, где находят себе место методы «прикладного искусства» – отделка изделий росписью, резьбой, инкрустацией, чеканкой и т.п.

Вторая мировая война принесла приток европейских художников и мастеров. А общая неудовлетворенность индустриальным обществом начала питать дальнейшую поддержку предметов искусства ручной работы.

Культура середины ХХ века еще более способствовала развитию ремесел в США.

В 1962 году Харви Литтлетон и Доминик Лэбино начали современное движение выдувки стекла.

Основой и источником декоративно-прикладного искусства всегда является народное творчество. В сферу декоративно-прикладного искусства входят изделия традиционных художественных промыслов и ремёсел, художественной промышленности и профессионального авторского искусства.

Предметы декоративно-прикладного искусства являются связующим звеном современности с прошлым, с настоящим, с историей страны и людьми, живущими в ней.

Народное декоративно-прикладное искусство – одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира.

Неразрывна связь произведений декоративно-прикладного искусства с материальной и духовной культурой современной им эпохи, местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями страны. Дальнейшее его развитие всегда обусловлено сосуществованием и взаимопроникновением традиционного и авангардного начал.

Категория: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ | Просмотров: 164 | Добавил: Svetlana | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar