17:15
Художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство США. Часть 1. Доколумбова эпоха

 

 

Декоративно-прикладное искусство — сложное и многогранное явление культуры. Понятие это очень широкое и глубокое. Широкое, потому что охватывает многие виды народных промыслов. Глубокое, потому что зарождается и развивается вместе с народами, проживающими на одной территории, уходя корнями в древность и, в то же время, продолжает жить в наши дни.

Декоративно-прикладное искусство — это вид искусства, создание изделий, сочетающих в себе художественные и утилитарные функции. Произведения связаны с бытовыми нуждами людей, составляют неотъемлемую часть среды человеческого обитания.

Важной составляющей декоративно-прикладного искусства являются народно-художественные промыслы форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Художественные промыслы имеют национальный характер. Так как происходят из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближены к его укладу и быту.

 

С незапамятных времен, задолго до открытия Америки Колумбом, на этой земле в гармонии с природой проживали многочисленные племена удивительного и загадочного народа, очень сильного и выносливого. Этот коренной народ Америки называется индейцами.

Общая численность индейцев в Латинской Америке к началу 1990-х годов составляла 35-40 миллионов человек, в США в XX веке больше 1,5 миллиона., а в Канаде 500 тысяч индейцев и 30 тысяч эскимосов.

Только в Северной Америке насчитывалось около 400 различных племен. Одни из них были охотниками, другие – воинами, третьи – занимались скотоводством и земледелием. Соответственно, и образ жизни, традиции, культура у всех у них были разные. У каждого племени был свой, отличный от других, традиционный стиль одежды.

 

Именно они заложили основы декоративно-прикладного искусства будущей многонациональной страны. Мастера вкладывали в изделия свою любовь и талант. Их произведения порой наивны, но искренни и простодушны. В них выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа.

 

В центре Северной Америки на огромной области холмистых травяных  степей, простирающейся от таежного пояса на севере до реки Ред-Ривера на юге, от области Великих озер на востоке и до предгорий Скалистых гор на западе до середины ХIХ века жили охотничьи племена, которых  называли равнинными, или степными, индейцами.

Рыболовство было главным занятием индейцев. Реки и фиорды побережья были полны различными породами рыбы (треска, палтус, сельдь и особенно лососевые).

В больших количествах запасали икру. Ее собирали на еловые ветки, прикрепляемые на дне у берегов рек перед метанием икры и сохраняли в сушеном виде. Высоко ценился также палтус, вылавливавшийся не везде и служивший предметом оживленного обмена между племенами. Ловили также навагу, камбалу, форель.

Селиши и тлинкиты разводили специальную породу собак с длинной белой шерстью, из которой изготовляли пряжу для тканья одежды. Собак этих держали отдельно от охотничьих.

 

 Несмотря на примитивность орудий, индейцы высоко развили свои ремесла. Особенного совершенства они достигли в технике обработки дерева, равных примеров которому нет на американском континенте. При помощи каменных топоров они срубали огромные кедры, из которых выдалбливали лодки, сооружали запруды. Бревна индейцы раскалывали на толстые доски, из которых строили стены и крыши домов. Толстые, врытые в землю столбы, поддерживавшие двускатную крышу и порталы, покрывались искусной резьбой, изображавшей родовые тотемы обитателей дома. Особенно хороши были дома хайда. Около каждого дома стоял красиво орнаментированный тотемный столб (у других племен столбы ставились только около дома вождя).

 

Наиболее типичным и широко распространенным жилищем у индейцев прерий была коническая палатка из шкур бизонов, известная в литературе под дакотским названием «типи» (жилище). Типи легко сооружалась и складывалась и была прекрасно приспособлена к кочевой жизни охотников. Остов палатки сооружался из жердей, расставлявшихся по кругу и скреплявшихся наверху ремнем. Размеры типи варьировали от племени к племени. Покрышка типи сшивалась из бизоньих шкур, внизу она колышками прикреплялась к земле для того, чтобы ее не поднимал ветер. В верхней части покрышки устраивались особые лопасти, защищавшие дымовое отверстие от ветра.

 

 

Палатка считалась собственностью женщин, они их сооружали, разбирали и нередко на своих плечах несли при перекочевках. Но привилегированное место внутри типи, у дакотов в задней части ее, против входа всегда занимал мужчина. Брачной паре родные со стороны женщины сооружали обычно отдельную палатку близ палаток ее родных или родных ее мужа.

Но типи не была единственным видом жилища индейцев этой области. На востоке прерий племена, занимавшиеся наряду с охотой земледелием (манданы, хидатса, арикара, пауни, омаха, понка, канза, миссури и др.), пользовались типи только во время охотничьих экспедиций; во время же посева и сбора урожая обычно жили в более или менее постоянных селениях, состоявших из землянок квадратной или куполообразной формы, или крытых корой или циновками продолговатых хижин.

 

Скудная утварь равнинных индейцев была портативной. Ложки делали из рога, чашки—из дерева. Кожаные ремни заменяли гвозди, бечевку, цемент и клей. В каждой типи имелось множество кожаных мешков, сундуков и футляров различных форм и размеров. В них хранили пищу, собирали ягоды и корни, укладывали при передвижениях утварь. Изготовлялись мешки из двух сортов кожи: из сыромятной и из мягкой замши. Изделия из сыромятной кожи покрывались геометрическим рисунком и употреблялись для хранения пеммикана и ягод. Изделия же из замши расшивались иглами дикобраза, позже бисером. В этих мешках держали трубки и другие ценные вещи.

Восточные дакота славились выделкой из камня (красного жировика) трубок, которые были предметом обмена с соседними племенами. Племена, занимавшиеся частично земледелием, изготовляли трубки и часть посуды из глины. Каждое племя употребляло трубки оригинальной формы. Трубки считались священными. Мундштуки, как правило, украшались перьями и полосками кожи с вышивкой иглами дикобраза.

 Трубка мира — один из культурных символов североамериканских индейцев, ставший общемировым термином. Выражение «раскурить трубку мира» означает «заключить мирные соглашения» и происходит от индейского обряда завершения войны, когда враждующие вожди и представители племён садились рядом и пускали по кругу курительную трубку.

 

 Одним из основных средств производства индейцев была лодка, поэтому лодочное производство у них достигло большого совершенства. Выделились мастера-лодочники, пользовавшиеся большим уважением общины. Лодки выдалбливались из одного ствола большого кедра, были легки и быстроходны. Они подразделялись на пять-шесть типов, отвечавших различным хозяйственным задачам: для рыбной ловли в реках, для ловли трески и палтуса на отмелях, для морской охоты, для торговых и военных экспедиций. Размеры и вместительность их были различны — от рыболовных, рассчитанных на двух-трех человек, до больших торговых лодок, поднимавших от четырех до пятнадцати человек и выдерживавших груз до 2 и более тонн. Самыми большими были военные лодки на 50—60 человек.

 

Из дерева делали всевозможную утварь: блюда, ковши, ложки; водонепроницаемые ящики для варки пищи и хранения продуктов; сундуки, покрытые росписью или резьбой с инкрустацией из зубов морской выдры и раковин, изображавшей тотемных животных. В сундуках хранились ценности: медные пластины, украшения из меди и раковин, шерстяные накидки, меха и обрядовые принадлежности. Особенно отличалась разнообразием деревянная утварь квакиютлей. Из дерева же изготовлялись надмогильные ящики (урны), маски, трещотки, посохи или жезлы вождей. Все изделия отличались законченностью форм и искусным орнаментом. Наиболее искусны в резьбе были северные племена — тлинкиты, хайда, цимшиан.

 

 

В самый ранний период контакта с европейцами (начало XVIII в.) широкое распространение получили железные орудия, из железа делались ножи той же формы, что и из кости и камня.

 

Искусство плетения корзин достигло на юго-западе более высокого уровня по сравнению с юго-востоком и любым другим районом. Однако все индейские племена Северной Америки прекрасно владели этим искусством. Они делали корзины для хранения, для переноски груза, для приготовления пищи. Корзины были и маленькие, и огромные; и круглые, и квадратные; с петлями и с ручками. Корзина-ящик, корзина-сито, корзина для помола, корзина для промывания кукурузы и желудей, корзина для отбива семян, корзина-ранец, корзина – ловушка для птиц и рыбы, корзина-шляпа, циновка, детская люлька и колыбель, корзины для праздничных церемоний, корзины для использования во время свадеб и похорон – все это мастерски делали индейцы. Ямы для хранения продуктов накрывали ветками, прутиками и узкими полосками коры; это натолкнуло на мысль плести циновки. Циновками и плетеными занавесками завешивали вход в пещеры и дома, чтобы не залетала пыль и не уходило тепло. В них также заворачивали тела умерших.

 

 Корзины плели настолько плотные, что в них можно было переносить пищу, семена и воду. В корзинах готовили пищу на кипятке, стирали, красили одежду, а также варили тисвин — индейское пиво и другие похожие алкогольные напитки. Для плетения использовался самый разнообразный материал: на юго-западе, в частности, использовали тростник, медвежью траву, иву и сумах; на юго-востоке – тростник, дуб, корни растений и кору; на северо-востоке – сладкую траву, твердую древесину, кедр и липу; на Равнинах – орешник и бизонью траву; в Калифорнии и на северо-западе – ель, кедр, кору вишни и «индейскую траву». Практически любой имеющийся под рукой природный материал можно было пропарить, покрасить и сделать достаточно податливым и удобным для плетения. Большого мастерства достигли индейские женщины этого района в плетении. Из расщепленных продольно корней канадской сосны и из луба изготовлялись всевозможных форм и размеров корзины, сумки, тарелки, шляпы. Известны были два вида плетения: рогожный и витой концентрическими кругами. Изделия изящно орнаментировались вплетением цветных стеблей, а некоторые раскрашивались.

 

 

По всему побережью было известно ткачество, наиболее развитое у тлинкитов-чилкатов и у макахов. Особенно ценились по всему побережью накидки чилкат. Тлинкитки ткали их из пряжи, сделанной из пуха горных коз на лыковой основе. Несмотря на примитивную технику ткачества накидки чилкат отличались хорошей выработкой и сложным узором из цветных ниток. При помощи характерного глазного орнамента на них изображались родовые тотемы.

 

 Шерстяные накидки были очень дороги, и их носили только вожди и богатые. Вообще шерсть и шерстяная пряжа очень высоко ценились на побережье и играли роль товарных эквивалентов наряду с раковинами, мехами и пр.

 

 Обработка кожи была менее развита, чем у материковых индейцев только богатые носили накидки из мехов и кож.

 

 Широко было распространено раскрашивание лица и тела (у хайда — татуировка), ношение ожерелий и браслетов — медных, плетеных, из раковин, подвесок из денталий в ушах. Богатые тлинкитки носили в нижней губе калужку, которая являлась признаком высокого социального положения.

 

 

На северо-западном побережье уже существовала ремесленная специализация. Рыболовное хозяйство было настолько производительным, что допускало некоторую степень общественного разделения труда; из общей массы непосредственных производителей средств существования выделялись мастера по обработке дерева, ковали меди, специалсты-охотники, воины, певцы-композиторы, шаманы. Из среды женщин также выделялись искусные ткачихи шерстяных накидок, корзиночницы и шаманки.

 

 Искусство индейцев северо-западного побережья развивалось по двум направлениям: резьбы по дереву и кости, рогу и сланцу, живописи по дереву и коже. Это определяло также и характер орнаментики тканых изделий. Резьбой покрывались тотемные столбы, надгробные памятники, блюда, ложки, ящики, маски, шлемы и забрала воинов, обрядовые жезлы. Иногда резные фигуры раскрашивались, но обычно живопись наносилась на гладкие поверхности: на стены домов, на ящики, лодки, поля обрядовых шляп. Изображения животных, птиц и людей составляют главное содержание искусства.

 

 Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной Америки возникла задолго до контакта с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразными. При этом, ни одна доколумбова культура не имела гончарного круга. По этой причине все известные археологам и этнографам виды индейской керамики вылеплены вручную с использованием ряда традиционных технологий: скульптурного моделирования, лепки по форме или каркасу, лепки из глиняного шнура, формовки лопаткой. Помимо керамических сосудов, различные индейские культуры изготавливали также глиняные статуэтки, маски, другие ритуальные предметы.

 

Ремесла считались наследственной привилегией определенных семей. Однако самобытные художники-резчики по дереву, певцы-композиторы и другие нередко славились как мастера своего дела, не имея наследственных прав; в то же время были «резчики» по наследству, не умевшие даже держать топор в руках. Они нередко нанимали настоящих мастеров для выполнения работы, которую они обязаны были сделать в силу своих родовых наследственных обязанностей. У тлинкитов и цимшиан изображение тотемных животных рода обязан был делать резчик из рода «отцов»; если он не мог это сделать, то нанимал специалиста-резчика, а сам стоял над ним во время работы, как бы соучаствуя в резьбе.

 

Существовала также известная специализация отдельных племен побережья, способствовавшая развитию оживленного обмена. На межплеменном рынке тлинкиты славились своими накидками, хайда — лодками, квакиютли—деревянной посудой. Цимшиане обменивали шерсть, изделия из рога и рыбий жир на палтуса, тюлений жир и морскую капусту.

 

 

Чрезвычайно важную отрасль хозяйственной деятельности индейцев составляла обработка шкур бизонов, обеспечивавшая материал для одежды, обуви, жилища и утвари. Это была область исключительно женского труда. Для подошв к мокассинам, для мешков и сундуков употреблялась сыромятная кожа, для одежды же ее перерабатывали в замшу. Основным орудием при этом служил скребок в форме тесла для снятия мездры и волоса. Лезвия скребков были каменные, но с приходом белых были заменены железными; рукоятки — костяные или деревянные. Ссохшуюся кожу разминали круглым камнем. Из сухожилий изготовляли нитки для сшивания шкур, пользуясь при этом костяным шилом. Бизоний помет служил топливом.

 

 Шитье одежды было также женским занятием. Мужской костюм состоял первоначально из замшевого передничка, длинных гамаш-ноговиц, прикреплявшихся к поясу, и накидки из шкуры бизона. Последняя составляла главную часть туалета; ее красиво орнаментировали вышивкой из игл дикобраза, аппликациями из кусочков кожи или разрисовывали. Накидка, или плащ, представляла собой цельную шкуру бизона с хвостом. Набрасывали ее таким образом, чтобы хвост приходился на правую руку. Такие же плащи носили и женщины, разница была лишь в украшениях.

 

 

Типичным для женского костюма была рубаха-платье без рукавов, сшитая из двух шкур лося. Женщины также носили ноговицы, но короче, чем у мужчин; их закрепляли у колен. Почти все части одежды расшивались иглами дикобраза, позже бисером, и украшались бахромой. Одежда индейцев прерий пользовалась широким спросом среди племен соседних районов.

 

 

С приходом белых переселенцев мужчины начали носить брюки из замши с бахромой по бокам, позже их стали шить из фабричной ткани. Рубашки тоже сначала шили из замши, а потом из ткани, но орнаментика их оставалась национальной. Очень скоро плащи из шкур бизонов перешли в руки скупщиков пушнины, а индейцы заменили их фабричными одеялами.

 

 В XIX веке под влиянием белых людей у индейцев сильно изменился их традиционный стиль одежды – свои наряды они стали шить их бархата, шелка, с использованием атласных лент, а также стали с удовольствием носить ту одежду, которую видели на европейцах, особенно им понравились шляпы, жилетки, мундиры.

 

Волосы носили длинными — как женщины, так и мужчины; женщины заплетали их в две косы, у мужчин же они оставались распущенными или связывались в пучок на темени. Нередко мужчины выстригали волосы по бокам головы, оставляя длинный пучок волос только на макушке. Волосы украшались перьями орла; положение и форма пера в волосах индейца говорили о его военных заслугах. Головных уборов, как правило, не носили. Только особенно выдающиеся воины в торжественных случаях надевали своеобразный капор из перьев с низко спускающимся, тоже унизанным перьями, хвостом.

 

 

 

Наряду с чисто мужскими головными уборами существовали головные уборы, которые были предназначены исключительно для женщин.

 

Волосы на лице и на теле выщипывались. Разнообразные украшения изготовлялись из раковин и костей животных. Женщины в ушах носили раковины, на шее — ожерелья из костей. У восточных дакотов встречались украшения из меди.

 

В каждом племени было свое священное животное, племена часто так и называли себя – племя волка, ворона, медведя… Часто индейцы носили и соответствующие головные уборы.

 

 На ногах носили мокассины. Шили их двумя способами: из одного куска с мягкой подошвой и из двух кусков с твердой подошвой. У индейцев прерий наиболее распространенным был второй тип: мокассины первого типа носили иногда зимой и шили их из куска меха, шерстью внутрь. Носок мокассина обычно расшивался иглами дикобраза, позже бисером.

 

 Вещи участвовали в жизни индейцев, как живые существа. Каждое племя славилось особым искусством украшения предметов обихода. Среди индейцев были непревзойден­ные резчики по дереву, гончары, ткачи, куз­нецы, мастера плетения, чеканки по серебру.

 

Продолжение следует...

Категория: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ | Просмотров: 167 | Добавил: Svetlana | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar