09:00
Дескулинг. Часть 1

 

Термин «дескулинг» приобретает популярность после выхода в 1971 г. книги австрийского философа и социального критика Ивана Иллича «Deschooling Society» («Обесшколенное общество», «Освобождение от школ»).

Основные тезисы дескулизации:

  • школы и другие учебные учреждения не в состоянии обеспечить лучшее образование для некоторых и/или большинства людей;
  • большинство людей учатся лучше сами по себе, вне институциональной системы, в самостоятельно определяемом темпе;
  • школьная система используется как инструмент для производства невежественного, конформистского рабочего класса за счёт заранее определённого постоянного расписания и однообразных, применяемых ко всем методам обучения;
  • через это школы способствуют закреплению и воспроизводству социального неравенства, иерархии и угнетения;
  • поэтому некоторые представители дескулизации призывают полностью отменить школьную систему образования.

В качестве альтернативы институционализированному образованию, сторонники дескулизации предлагают свободные школы (free school), домашний анскулинг (unschooling at home), а также формирование сетей с семьями других дескулиров и индивидуальных лиц.

Второе значение понятия дескулинг — психические процессы, происходящие после выхода человека из формализованной системы образования, когда «выдрессированное школой мышление» размывается с течением времени. Дескулинг может относиться к периоду времени, которое требуется детям, освобожденным из школы, чтобы приспособиться к обучению в неструктурированной среде. Семьи, в которых дети перешли на домашнее обучение, отмечают, что часто дети нуждаются в периоде перестройки для того, чтобы научиться жить без школьного расписания и регламентированного обучения.

Таким образом дескулинг - это некий период адаптации к нормальному, естественному, неформальному миру и способу существования и общения с ним. После обычной, массовой, формальной школы дети адаптируются к состоянию свободы существования и свободы выбора деятельности какое-то определенное время - от нескольких дней до нескольких месяцев или лет.  Время лечит, и "школьное мышление" отпускает ребенка, он начинает понимать что он хочет что-то знать и уметь, понимает, чем он интересуется, чем увлекается, появляется интерес к какой-то конструктивной деятельности, начинает реализовывать себя творчески.

Иногда этот термин используется как синоним анскулинга, но чаще это все-таки именно период адаптации к НЕшколе.

Основные представители дескулинга
Иван Иллич (Ivan Illich)
Пол Гудмен (Paul Goodman)
Эверетт Реймер (Everett Reimer)
Джон Тейлор Гатто (John Taylor Gatto)
Джон Колдуэлл Холт (John Caldwell Holt)
Грейс Луэллин (Grace Llewellyn)
Венди Приснитц (Wendy Priesnitz)

Категория: КЛАСС | Просмотров: 242 | Добавил: aromat210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar