09:00
День балалайки

 

Балалайка – уникальный музыкальный инструмент, являющийся важным сакральным атрибутом русского народа. Он появился несколько столетий назад и сегодня пользуется большой популярностью наряду с гармонью и гуслями. Ежегодно все поклонники трехструнного инструмента отмечают праздник, посвященный ему. Событие было учреждено, чтобы уважить труд, творчество и мастерство народных музыкантов, вносящих весомый вклад в русскую культуру. Важная дата является неизменной и выпадает на 23 июня.

День празднования выбран неспроста. 23 июня 1688 года датируется первое упоминание инструмента в исторических письменах. Впервые День балалайки отмечен в 2008 году. С 2010 года на территории Крыма проходит фестиваль народной музыки «Самородки» в честь этого великолепного торжества.

Праздник оказался связанным с 2 «балалаечными» юбилеями: 320-летию первого документального упоминания инструмента и 125-летия первого знакомства с балалайкой музыканта, создателя и дирижера Национального оркестра русских народных инструментов Василия Андреева. По сути, данное событие дало старт развитию искусства игры на народных инструментах знакомом современным зрителям и слушателям виде.

 

 

Балала́йка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом треугольной формы. Характерными приёмами звукоизвлечения являются бряцание и тремоло — удары указательным пальцем по всем струнам одновременно.

Под балалайку можно танцевать, петь песни и частушки.
 

Существует несколько версий происхождения балалайки. Многие полагают, что балалайка была изобретена на Руси, по другим сведениям, балалайка произошла от домбры. Некоторые исследователи предполагают, что этот инструмент заимствован от татар ещё во времена татаро-монгольского владычества.

Исследователи народных инструментов полагают, что слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или «балаболить», что означает болтать или пустозвонить. Вероятно, такое название инструмента возникло из-за его специфического бренчащего звучания.

Первое упоминание о балалайке в письменных источниках относится к 1688 году. В 17 веке балалайка была инструментом скоморохов. Во времена царствования Алексея Михайловича народным инструментам была объявлена настоящая война. По указу царя надлежало собрать и сжечь домры, балалайки, гусли и рожки. После смерти царя борьба с народными инструментами прекратилась, а балалайка получила распространение в крестьянской среде.

 

Балалайка представляла собой длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную.

В 18-19 веках балалайка становится особо признанным народным музыкальным инструментом, но конструкция ее была несовершенной.

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту- просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600—700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки. Таким образом, можно говорить о существовании двух инструментов: народной и андреевской балалаек.

Василий Андреев был не только виртуозным музыкантом, но и популяризатором народной культуры. Он создал первый оркестр народных инструментов, который успешно гастролировал по России и Европе.

До середины 20 века балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Навыки игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели.

Для изготовления деталей и узлов балалайки применяют самые разнообразные материалы: древесину разных пород, металлы черные и цветные, перламутр, кость, клеи животного происхождения и синтетические, красители, лаки и политуры. Высококачественный инструмент должен удовлетворять определенным требованиям, таким как прочность, хороший внешний вид, удобство при использовании, определенный срок эксплуатации. Но, прежде всего, музыкальный инструмент должен соответствовать музыкально-акустическим требованиям, т.е. обладать сильным звучанием и иметь приятный тембр. Следовательно, материалы, применяемые для изготовления высококачественных концертных балалаек, должны соответствовать особо высоким требованиям и обеспечивать не только прочность и другие конструктивные качества изделий, но и, главное, музыкально-акустические их качества.

Корпус инструмента, его клепки и заднику изготавливают из клена явора. Явором называют клен белый ложноплатановый, он произрастает в СССР на Украине, Кавказе и в Карпатах; клен величественный и клен высокогорный, которые растут на Кавказе. Древесина клена явора обладает высокими механическими свойствами, имеет красивую структуру на радиальном и полурадиальном разрезах. Нижняя комлевая часть этой древесины имеет иногда волнистую свилеватую структуру, в связи с чем, явор иногда называют волнистым кленом или кленом "птичий глаз". Древесина явора обладает также высокими акустическими свойствами. Все эти факторы, а также некоторые другие, важные при обработке и отделке лаками, делают эту древесину незаменимой в изготовлении корпуса концертной балалайки. При сборке корпуса не допускается наличие щелей между склеиваемыми деталями, потеков клея, поверхность внутри корпуса должна быть чистой, без зацепов, заусенцев и ворса. Как говорит музыкальный мастер И.В. Емельянов: "Чистота - залог звучания". Особенно тщательно должна быть приклеена дека; всякая неточность является признаком низкой квалификации мастера и снижает достоинство инструмента в целом.

Гриф, накладка и головка балалайки не являются непосредственными элементами звукообразования. Они выполняют роль опоры для натяжения и настройки струн, а также служат для поддержания инструмента в нужном положении при игре. Однако они являются деталями, от которых в полной мере зависят исполнительские качества инструмента. Гриф и головка испытывают больше нагрузки от натяжения струн, а поэтому к материалу, конструкции и точности их изготовления предъявляются повышенные требования. Для их изготовления нужно применять только древесину черного дерева интенсивной черной окраски. Черное дерево (эбеновое, гренадильное) древесина экзотических пород, произрастающих главным образом в тропической Азии и на Цейлоне. Лучшими сортами черного эбенового дерева считаются бомбейское и цейлонское. Древесина черного или темно-коричневого цвета, плотная, очень тяжелая и хорошо полируется.

Высокие требования предъявляют все исполнители к колковой механике.

 

Подставка является неотъемлемой частью балалайки. Она служит для поддержания струн, передачи их колебаний к деке и ограничения длины рабочей части струны. Подставка должна быть жесткой, т.е. способной сопротивляться деформациям и иметь на своей рабочей части костяную пластиночку для свободного скольжения струны при игре вибрато. Изготавливают ее либо из древесины клена радиальной распиловки с крупными ярко выраженными сердцевинными лучами, но не имеющей «волны», либо из черного дерева. Для каждого инструмента форма подставки и материал для ее изготовления подбираются индивидуально. Она должна быть несколько наклонена назад и очень тщательно подогнана.

 

 

 

Основное назначение лакирования балалайки - защита деки и корпуса от влияния неблагоприятных воздействий внешней среды: влажности воздуха, загрязнение поверхностей от прикосновения рук и запыления. Кроме этого, отделка лаками служит для того, чтобы сохранить стабильными во времени звуковые свойства инструмента, учитывая, что срок службы его составляет многие десятилетия. Лакированию всегда придавали большое значение, и вопрос о влиянии лаковых покрытий на качество звука инструмента является далеко не случайным. В связи с этим есть прямой смысл опираться на достижения скрипичных мастеров. Известный русский скрипичный мастер Е. Ф. Витачек в своей книге «Очерки по истории изготовления смычковых инструментов» уделяет очень большое внимание влиянию грунтов и лаковых покрытий на акустические свойства инструмента. Он утверждает, что, например, грунт, имеет колоссальное влияние на качество звука инструмента, гораздо более значительное, чем влияние лака. А известный скрипичный мастер О. О. Гилл считал, что на образование тембра в итальянских скрипках лак имеет даже более существенное значение, чем конструкция инструмента и дерево. Действительно, можно предположить, что любое защитное покрытие деки приводит к изменению физико-механических свойств древесины, из которой изготовлена дека, в том числе и акустической константы. Если учесть, что физико-механические свойства любых отделочных материалов, служащих для покрытия деки и корпуса инструмента, отличны от физико-механических свойств, древесины, то и свойства деки вместе с защитным слоем будут другими.

 

Источником звуковых колебаний в балалайке являются гибкие, туго натянутые струны. Комбинируя разные длины струн, можно получить любую необходимую высоту тона. Чем гибче и однороднее материал струны, чем большее натяжение он допускает и чем точнее выдержан диаметр струны по длине, тем чище ее звучание. Мастерскими Большого театра выпускаются очень неплохие струны «ля» для балалайки-примы из стальной высокоуглеродистой проволоки диаметром от 0,28 до 0,3мм. Так, что для каждого инструмента индивидуально можно подобрать струны необходимой толщины.

 

 

 

 

Семейство балалаек в полном составе входит в оркестр русских народных инструментов, при этом прима выполняет солирующую функцию, а остальные разновидности – аккомпанирующую, секунда и альт играют созвучиями, а бас и контрабас «отрабатывают» басы. Балалайки бас и контрабас звучат ниже на октаву, чем записано в нотах. Можно увидеть эти балалайки в различном сочетании – друг с другом, а также с другими инструментами, например популярны такие дуэты, как баян-балалайка, фортепиано-балалайка и др.

Перечислим все разновидности балалаек:

  1. Прима
  2. Секунда
  3. Альт
  4. Контрабас
  5. Бас

 

 Балалайки обладают превосходным и неповторимым звучанием: звонким, но в то же время мягким (если говорить о приме). На басовых балалайках применяются приемы, схожие с контрабасом, бас-гитарой и прочими низкими инструментами (щипки, «слэп» и др.), а на «высоких» балалайках следующие:

  • бряцание;
  • тремоло;
  • пиццикато;
  • двойное пиццикато;
  • вибрато;
  • дроби и др.

Уникальность балалайки заключается в том, что она – идеальный аккомпанирующий инструмент, но при этом на ней удобно солировать: верхние струны зажимаются большим пальцем левой руки, а остальные пальца левой руки играют мелодию, соло.

Балалайка – это универсальный инструмент, который отлично ладит практически с любым инструментом в деревенском ансамбле. Более того, балалайка прекрасно передает личностные особенности исполнителя.

В сентябре 2011 года в Тверской области был открыт оригинальный памятник балалайке. Находится он в небольшом городе Бежецке. Именно из этого населенного пункта началось славное шествие балалайки не только по России, но и по всему миру.

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1016500/d8b7beb3-3620-41e1-b2b1-ecb2ed210c8b/s1200

 

Россия и балалайка – это два слова, которые между собой тесно связаны. Олицетворение русской культуры - вот что такое балалайка, она наша, настоящая. Заняв прочное место в народном творчестве, этот инструмент с достоинством доказал, что способен на гораздо большее, и теперь ему стоя рукоплещет весь мир.

 



 

Категория: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ | Просмотров: 199 | Добавил: aromat210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar