09:00
Анскулинг. Часть 4

 

Начинающим анскулерам

Какие действия предпринять родителям, которые решили последовать модному направлению? Как проводить обучение? Единственного правильного пути тут не существует. Потому что все дети разные. У каждого — свои интересы, способности, цели и окружение. Что бы вы сказали, если бы кто-то заявил вам: есть только один способ прожить твою жизнь, только один способ делать твою работу? Вы бы этого «кого-то» возненавидели. Потому что это несвобода. И уж точно это совсем не весело. Но попробуем дать Вам несколько советов, которые помогут сориентироваться в педагогических методах и составить собственный путь обучения:

  • Все вокруг нас способствует обучению. Дети, которые посещают школу, убеждены, что существуют вещи, предназначенные для обучения, и не подходящие для этого. В теории анскулинга даже сложные школьные предметы входят в ежедневный быт детей.
  • Не выбирайте крохе задания, а позвольте ему вести вас. Малыш сам знает, что ему интересно в данный момент. Незаметно дайте ему все необходимое для решения задачи, а затем ждите, пока он обратится к вам за помощью. Тогда анскулинг будет веселым и приятным.
  • Научитесь давать детям разнообразные стимулы — пусть книги и журналы лежат по дому, компьютер или телевизор показывает программы об интересных вещах, пусть не пылятся настольные игры. Выходите на улицу и изучайте свой город, встречайтесь с разными людьми, находите полезности в интернете вместе. Это поможет детям исследовать новое — даже если поначалу им будет не интересно, они научатся делать открытия.
  • Ваши знакомые — это удивительный ресурс! Если ваш ребенок хочет стать поваром, возможно, вы знакомы с владельцем ресторана или шеф-поваром? Если ваш ребенок хочет придумывать игры для iphone, может быть, у вас есть знакомые программисты? А вы случайно не знаете какого-нибудь морского биолога, на случай, если ваш малыш захочет стать ученым? И так далее. Знакомьте детей с интересными людьми.
  • Спонтанность и любознательность превыше способности удерживать внимание.
  • Когда дети задают вопросы — это прекрасная возможность что-нибудь выяснить. Ищите ответы вместе, в книге, в библиотеке.
  • Если ребенок чем-то заинтересован, пойдите вместе с ним еще глубже, ну и, конечно, поиграйте.
  • Работа над научными проектами, творчество — всё это может принести много-много радости.
  • Отдых так же важен для детей, как и активность. Если взрослые не видят явного усвоения информации, это не значит, что его нет.
  • У каждого крохи есть свой внутренний график усвоения тех или иных знаний и навыков. Например, каждый малыш обучается чтению в свое время.
  • У детей не должно быть страха перед взрослыми. Они должны ощущать свободу.
  • Позвольте малышу найти собственный путь изучения тех или иных предметов.
  • Если вы — новичок в анскулинге, а ваш ребенок какое-то время ходил в школу, иногда здорово отменить учебу вообще. Это означает какое-то время совсем не интересоваться процессом обучения — пару недель или пару месяцев. Главная цель — отключить ребенка (и вас) от школьного эгрегора, этой школьной мыслеформы, а это может быть очень сложно. Мы привыкли думать в школьных терминах. Мы думаем, что нам нужно быть продуктивными учителями и учениками, что учиться можно только так и никак иначе, что дети ничего нового не узнают, носясь и играя, ведь никакой ценности в этом нет! Все это, конечно, мусор, так что возьмите паузу и выбрасывайте лишнее из головы.
  • Анскулинг – освобождение от общепринятых норм освоения материала и наслаждение тишиной детских площадок, общением со своим ребенком.
  • Развлекайтесь и находите интересное в жизни всей семьей. Это обучение не только для малыша, но и для взрослых, которым предстоит тоже проявлять интерес и любознательность и изменить свое отношение к окружающему миру.
  • Самое важное, что вам нужно выяснить, — а что сработает у вас? Пробуйте разные вещи. Играйте. Делайте что-то. Выходите за порог и встречайтесь с людьми. Получайте удовольствие, изучая новое. Удовольствие, всегда только удовольствие, никакой тяжёлой работы (только если это крайне забавно), никаких сверхусилий. Всё в меру.
  • Вы не увидите «результаты» сразу. Ребенок будет меняться со временем, когда увидит, что учиться — весело, и можно делать это все время, и все время по-разному. Также вы можете начать впадать в отчаянье из-за того, что ребенок не хочет учиться-читать-писать. Не стоит. Сделайте наоборот! Дайте ему играть на гитаре, пусть играет, читает, комиксы разглядывает, по улице бегает.

 

  • Важно доверять ребенку, верить, что он может учиться сам, с минимальным контролем и наставничеством, и что если ему интересно что-то, он может узнать об этом все! Это тяжело поначалу, но очень важно! Мы все думаем, что учиться сами дети не могут, но они могут.

Учитывая эти рекомендации, нужно всегда найти тонкую грань между обычным весельем и ничегонеделаньем и тонким процессом обучения на основе самой жизни.

Анскулинг у многих ассоциируется со свободным даже не плаванием, а дрейфом по волнам жизни, эдакое обучение без малейшего напряжения, веселое и беззаботное. Однако анскулинг требует гораздо больших усилий со стороны ребенка, нежели другие методы! Да, при обучении в школе или при организации «школы дома» есть жесткая внешняя мотивация – необходимость следовать программе, нежелание отставать от сверстников и стремление к превосходству над другими учениками, страх перед плохими отметками и т.д. В свободном плавании внешних рамок нет, а значит, никому не надо ничего доказывать, не с кем себя сравнивать, исчезает соперничество и ненужные амбиции.

Когда никто не заставляет, приходится самому брать себя в руки и принимать решения, делать усилия, чтобы побороть свою расслабленность и идти вперед. Как можно ожидать этого от детей, когда мы сами-то часто на такое не способны? Многие ли из взрослых людей стали бы рано вставать и активно работать, если бы это было необязательным? Вот и ответ на этот непростой вопрос – пожалуй, только те, которые занимаются любимым делом, живут им, которые просто не могут не делать то, что для них так важно!

Именно этого и желают родители анскулеров своим детям – понять, что в их жизни действительно ценно, наполнив свое обучение истинным смыслом.

Даже с маленькими детьми вполне возможно проводить небольшие сеансы рефлексии, помогая им проговорить самое важное:

  • что я делаю?
  • зачем я это делаю?
  • как мне сделать это оптимальным образом?

Анскулинг никогда не будет вечным праздником, потому что любое действие требует борьбы с собственной инерцией, ленью. Что легче – пойти или остаться лежать? Сдаться или продолжать работать над заданием? Особенно когда никто не обязывает делать это, так может быть потом, завтра, а сегодня отдохнуть?…

И тут мы сталкиваемся с главным принципом анскулинга – этой свободой выбора, который придется делать снова и снова каждый день. Оказывается, сами взрослые часто не могут правильно распорядиться этой свободой, так что анскулинг – выбор небольшого количества семей, которые готовы учиться все вместе этой свободой грамотно пользоваться.

У ребенка нет еще полной свободы действий, и родители должны быть для него примером того, как ее обрести к моменту его вступления во взрослую жизнь. Именно поэтому анскулинг одних лишь детей невозможен, это образ жизни всей семьи.

Мало просто отказаться от школы с ее программой, нужно найти смысл и поставить самое важное на центральное место своей жизни, чтобы на пустом месте выросло что-то новое.

Таким образом, анскулинг оказывается глубже, чем просто отказ от последовательного изучения школьной программы. Это путь к свободе. Очень непростой, потому что заблудиться на этом пути пожалуй легче, чем, идя по проторенной дорожке.

Для анскулинга важен не только вопрос «что?», но и вопросы «зачем?» и «как?», над которыми детям предлагается размышлять самостоятельно и вместе с родителями. Научить учиться: выбирать, задавать вопросы, использовать различные методы исследования, обсуждать, искать правду – вот как выглядит действительно свободное обучение.

 

В действительности получается, что только очень небольшое количество семей могут обладать той внутренней свободой, которая позволяет выходить за рамки, навязываемые миром, и грамотно пользоваться этой свободой. Важно не переступить грань между тонким процессом обучения на основе жизненного опыта и ничегонеделаньем и обычными веселыми совместными развлечениями. А это задача явно не для каждого. Даже опытные практики семейного образования считают анскулинг весьма специфичным методом среди различных видов домашнего образования.

Категория: КЛАСС | Просмотров: 90 | Добавил: aromat210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar