09:00
Анскулинг. Часть 3

 

Как жизнь вне школы сказывается на развитии ребенка-анскулера?

 

Оксана Туркина, мать троих детей и консультант по вопросам семейного образования, поделилась нетипичным опытом свободного воспитания.

 

Чем анскулеры отличаются от других детей? Как свободное развитие сказывается на их понимании мира и отношениях с окружающими?

Мои наблюдения, конечно, ограничены: среди знакомых таких детей не очень много. Но я замечаю, например, что у ребенка, который воспитывается вне системы, нет страха перед взрослыми. В школе дети очень быстро усваивают одну вещь: взрослый всегда прав, на его вопросы необходимо отвечать, а спорить и отстаивать свое мнение бесполезно. Анскулер же, если начать задавать ему вопросы типа «А знаешь ли ты таблицу умножения?» или «Назови столицу Зимбабве», может просто проигнорировать их. Он просто не привык к общению в стиле допроса. Он может сказать: «Мне неинтересно об этом разговаривать» и уйти. Такие дети свободно общаются с людьми разного возраста и разных культур. Быть взрослым недостаточно для того, чтобы завоевать уважение анскулера. Для него авторитетен тот, кто знает по интересующей его теме больше, чем он сам.

Мне кажется, что такое свободное воспитание будет иметь успех только при одном условии: когда родители испытывают абсолютное доверие к детям, их природным способностям. Как избавиться от страха, что ребенок вообще не захочет ничего делать? Как убедиться в том, что он сможет инициировать образовательный процесс?

Такой страх возникает у взрослых, которые не видели свободных детей. Понятно, что большинство школьников от нагрузок так устают, что даже в каникулы не хотят ничего делать, а взрослым кажется, что апатия — их естественное состояние. И что, если их не заставлять, они так и будут лежать на диване, уткнувшись в девайс.

Как разглядеть в них эту энергию любопытства? Мой опыт показал, что условия, в которых ребенок живет, очень сильно его меняют. Например, я обратила внимание на то, что у дочери, пока она еще училась в школе, в летние каникулы проявлялось любопытство, желание что-то делать. А потом бац — и новый учебный год. Надо-надо, побежали, график, обязаловка, а вдруг не успеем… И ее энергия снова шла на спад.

Мы прошли несколько таких периодов. А когда она перешла на семейное обучение, то изменилась: у нее появилось желание узнавать, пробовать новое, пропал страх перед неудачей. Постепенно я уверилась в мысли, что ребенок сам хочет учиться, это его внутренняя потребность. В конце концов, это же не мои придумки. Идея приспособления среды к ребенку, а не ребенка к среде появилась еще у Льва Выготского. И Мария Монтессори писала о том, как важно создать среду свободного развития, в которой ребенок сможет сам что-то познавать.

Потом эти идеи развил британский педагог Александр Нилл, который открыл свободную школу Саммерхилл. Он писал, что дети внутренне мудры, и, если оставить их в покое, они сами разовьются настолько, насколько способны. У ребенка, который следует за своими интересами, всегда есть чем заняться.

Такого, чтобы мои дети часами бесцельно бродили по интернету, не бывает. Чаще им не хватает времени в течение дня, чтобы закончить дела и лечь спать. Другой вопрос, что я не всегда в силах дать им то, о чем они мечтают. Но это жизнь. Даже если мы выберем каждому по 5 кружков разных направлений, то остальные 95 все равно пройдут мимо нас.

А запреты в вашей семье есть?

Я недостаточно жестко ставлю границы, но не считаю это упущением. Свободный подход к образованию, воспитанию и к жизни в целом — наш сознательный выбор. Но правила у нас в доме есть, на стене висит целый список, и там перечислено то, чего делать нельзя: драться, кричать, смеяться над другими, брать чужие вещи без спроса. У нас есть поводы и покричать друг на друга, и поссориться. Но вопросы еды или сна не поводы для конфликтов. Если начинается ужин, а ребенок отказывается есть, я накормлю его позже. Но это бывает редко. Почему? Даже не знаю. Наверное, потому что нам хорошо вместе.

 

Правовой аспект

Такая система обучения детей, как анскулинг, приветствуется не во всех странах. Прижилась она в США и Канаде. В некоторых, как в Германии, дети посещают школу в обязательном порядке. Исключение в виде домашнего обучения возможно только по состоянию здоровья на основании врачебного заключения. Во многих странах разрешено обучаться дистанционно и сдавать экзамены экстерном.

В России, где в принципе не запрещено домашнее обучение и сдача экстерном экзаменов, анскулинг официально не разрешен. В нашей стране в обязательном порядке для аттестации нужно сдавать итоговые экзамены.

Согласно закону «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ) родители могут выбирать форму обучения своих детей в зависимости от потребностей семьи и ребенка.

Забрать ребенка из школы навсегда довольно просто. Во-первых, родители должны написать заявление о переходе на семейную форму получения образования. А во-вторых, сообщить об этом в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания (пункт 5 статьи 63 закона).

Ребенка прикрепляют к определенной школе, в которой он потом будет аттестовываться. Детям на семейном обучении нужно будет проходить в этой школе промежуточные аттестации, чтобы доказать, что они освоили основы школьной программы. Однако ребенок имеет право пройти аттестацию экстерном. Для этого родители должны написать заявление в организацию, где ребенок будет это делать.

Школа несет ответственность только за то, чтобы организовать проверку знаний. За их качество у детей, находящихся на семейном обучении, образовательная организация ответственности не несет.

У анскулеров такие же права, как и у обыкновенных школьников. Они могут участвовать в конкурсах, олимпиадах, спортивных мероприятиях, имеют право получать бесплатную помощь психолога и т. д. Дети, которые учатся дома, могут бесплатно пользоваться школьными учебниками. Стать анскулером ученик школы может на любом этапе обучения.

Тех, кто задумывается о таком способе образования, также волнует вопрос с поступлением в ВУЗ. В этой ситуации родителям-анскулерам приходится зачастую идти на компромисс с системой: практикуя свободное обучение, использовать варианты максимально щадящей аттестации.

Но время не стоит на месте. Уже сейчас существует масса возможностей, благодаря которым очень многому можно научиться через интернет и получить соответствующие сертификаты. А через какое-то время получить дальнейшее образование, скорее всего, будет намного проще, чем сейчас.

Категория: КЛАСС | Просмотров: 93 | Добавил: aromat210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar