09:00
Анскулинг. Часть 2

 

Плюсы и минусы анскулинга

Сторонников, которые сделали выбор в пользу анскулинга, и его противников – немало. Каждый из них объясняет свою позицию, аргументируя ее множеством доводов.

Часть педагогов и родителей убеждены в том, что такой нестандартный подход помогает вырастить и воспитать творческую личность. В подтверждение этой версии часто называют фамилии знаменитостей, некогда получивших образование в домашних условиях. Это сестры-теннисистки Сирена и Винус Уильямс, певица, актриса, телеведущая и автор песен Хилари Дафф, футболист Тим Тибоу, серфер Бетани Хэмилтон, фигуристка Мишель Кван и другие.

А такие знаменитости, как американский предприниматель, филантроп, мультимиллионер Эндрю Карнеги, актер, композитор, кинорежиссер, сценарист Чарли Чаплин, английский писатель Чарльз Диккенс, американская танцовщица Айседора Дункан, изобретатель Томас Эдисон, русский писатель Максим Горький, основатель импрессионизма французский писатель Клод Моне, писатель и журналист Марк Твен, не закончили даже начальную школу, что впрочем не помешало им прославить свое имя.

Не посещая школу и не тратя массу времени на каждодневные многочасовые походы и на подготовку домашних заданий, у ребенка остается достаточно времени и сил на развитие своих способностей. Особенно это актуально для младших школьников, для которых пока еще главный метод познания мира – не логически-рациональный, а образный.

Достижения во взрослой жизни детей, обучающихся по этой системе, – весомый аргумент, опровергающей мнение критиков, что дети, не посещающие школу, ничего не смогут добиться в жизни.

Один из аргументов противников этой системы обучения – далеко не всегда родителям удастся самостоятельно дать детям нужный объем знаний, организовать процесс обучения, воспитать полезные навыки и привычки. Приводятся следующие доводы: дети, не посещающие школу, не получают системные знания, не научатся анализировать и мыслить (несмотря на все минусы школьной зубрежки, школа все же приучает думать).

Однако, противники традиционной системы образования, доказывая право на существование анскулинга, утверждают, что принуждение к учебе зачастую отбивает желание и умение учиться самостоятельно, ставить цели и решать задачи. Школьная программа не способствует развитию врожденных способностей и собственных увлечений детей, подавляет их индивидуальность, загоняя интересы и желания конкретного ребенка в строгие рамки школьной программы. А это может ограничивать познавательный интерес детей.

При свободном обучении в детях развивается уверенность. Они эмоционально более открыты и меньше подвержены стрессам. Они не боятся задавать вопросы и делать ошибки, свободно высказывать свои мысли, анализировать и думать, аргументировать свое мнение.

Критики анскулинга считают, что дети (особенно младшего возраста) не могут сами себя мотивировать. Напротив, плюсы анскулинга в том, что этот метод предполагает высокую мотивацию. Дети учатся эффективнее, потому как они выбирают сами, чему учиться, и стремятся достичь образовательных целей, которые сами себе же и поставили.

Разумеется, это проще сделать старшекласснику, который может сам себя организовать, у которого в силу возраста уже имеется устоявшийся постоянный круг общения, и он легко может обходиться без школы. Сложнее мотивировать себя подросткам, для которых важно в этом возрасте соответствовать своим сверстникам, а общение с ними чаще всего обеспечивает школа. Малышам-первоклашкам также сложно включится в учебный процесс и высидеть урок. В школе им в этом помогает личность учителя, который на данном этапе представляет собой и мотивацию, и стимул.

Другой значимый аргумент, выдвигаемый противниками анскулинга, – дети вне школы, лишенные общения с одноклассниками, не приобретают необходимый в дальнейшей жизни социальный опыт и навыки командной работы, им порой непросто общаться с окружающими людьми. В школе ребенок не только учится, но и подстраивается под требования системы и внешние правила при ограничении в свободе, приобретает опыт общения, учится отстаивать себя и свои интересы. Эпизодические же занятия в секциях и кружках не могут заменить общения в школе и впоследствии у домашних детей могут возникать проблемы.

По мнению же анскулеров, такое образование вовсе не предполагает запирания ребенка в изолированном пространстве. Домашние дети живут в той же общественной среде, что и школьники, регулярно общаются с людьми разного возраста: с ровесниками, с друзьями, родственниками, в кружках и секциях, где группа объединена общими интересами и общей целью. И в таких коллективах социальные навыки отрабатываются проще и приятнее, чем в группе одновозрастных людей, собранных случайным образом.

Помимо этого у сторонников анскулинга возникают большие сомнения, насколько эффективно школьная социализация позволяет усваивать ребенку психологические установки, образцы поведения, социальные ценности и нормы, позволяющие сохранять баланс между тем, как «вписаться в общество» и как «сохранить себя». Порой, социализация в школе в рамках традиционного образования заменяется выживанием и приспособлением к требованиям дисциплины. Привычными становятся установки, ставящие желания ребенка и его потребности на второе место по сравнению с требованиями системы.

Внутренняя мотивация (любознательность, стремление к знаниям) заменяется внешней мотивацией, критерием которой является оценка работы ребенка, которая порой увязывает полученный результат с будущими перспективами: «будешь плохо учиться и получать двойки – пойдешь в грузчики (или дворники»).

При этом не важно, каким способом ученик получил положительную внешнюю оценку: выполнил ли он необходимое задание сам или же из-за желания понравиться учителю или обмануть его просто списал.

Разумеется, школьная социализация – это вовсе не плохо. Но она не заменяет того многообразия общения, которое происходит в реальной жизни. Зачастую в школе приобретаются и вовсе не полезные качества, такие как страх попросить помощь, страх совершить ошибку из-за боязни получить оценку ниже, страх задать лишний вопрос.

Еще один аргумент «против». Без привычки к послушанию и режиму, которую вырабатывает школа за долгие годы обучения, сложно, повзрослев, научиться жить и работать по расписанию. Однако, сторонники свободной системы домашнего образования утверждают, что свобода от расписания и школы имеет множество плюсов. Свободный график позволяет семье жить более гармонично и комфортно, проводить больше времени вместе, более тесно общаться со своим ребенком, путешествовать в любое удобное время, избегать школьных проблем, буллинга, не конфликтовать по поводу домашнего задания.

Дети могут заниматься в собственном наиболее удобном для них темпе, комфортным для них способом, используя самый подходящий материал. Как отмечают родители-последователи анскулинга, освободившие от школы старшие дети получают от учебы больше удовольствия, больше размышляют о своем предназначении, о будущей жизни.

Еще один плюс – возможность избежать различных проблем со здоровьем (со зрением, с осанкой, стрессом, частыми простудами), чем обычно сопровождается обучение в школе, ограничивающее подвижность детей, вынужденных много времени проводить за книгами за столом и партой.

Что касается подготовки ребенка в школе к будущей работе и жизни, которая наступит лет через 10-12, то в быстро меняющемся мире трудно предугадать, каким окажется это будущее и что необходимо изучить сегодня, чтобы оказаться подготовленным к нему. Но если ребенок освоит основной навык – умение учиться самостоятельно, то это и будет гарантией того, что в любых изменившихся обстоятельствах он окажется подготовленным к любым условиям.

 

Еще несколько доводов «за» анскулинг. Обучение на дому более естественно. Система школ - это относительно современное изобретение. Многие века люди обучали своих детей по-другому. Анскулинг - древняя традиция, и именно так учились Леонардо Да Винчи, Лев Толстой, Моцарт, Эйнштейн и Бенжамин Франклин.

Так учатся предприниматели. Школа готовит людей, умеющих следовать инструкциям, хороших подчиненных. А предприниматели берут ответственность за то, что им нужно, на себя, сами принимают решения, путешествуют по неизведанным территориям. Анскулинг готовит детей к предпринимательству, а не к тому, чтобы стать роботами.

Структура школы хороша для тех, кто любит, чтобы за них принимали решения. Но если вам нравится принимать решения собственные, исследовать то, что любопытно вам - тогда вам нужно больше свободы, чем может дать любая школа.

Когда дети в школе, многие родители исключены из процесса обучения, и они просят учителей принять на себя ответственность за образование своих детей. Если вы выбрали анскулинг, вы будете учиться вместе с детьми. Самая главная моя учеба - это изучение самой учебы и познания нового. Вы вместе будете узнавать, как лучше всего учиться каждому вашему ребенку.

В школе учеба ограничена уроками и домашней работой. И тогда дети думают, что они могут закончить учиться и пойти играть или «просто жить». Как будто учеба - это что-то скучное, и они занимаются этим, потому что их заставляют. Анскулеры же понимают, что учиться можно весь день, чем бы ты ни занимался. Учеба - это ведь не только чтение учебника. Разве нельзя узнать что-то новое, играя в игры, затевая походы, разговаривая с незнакомцами? Можно выяснить, как приготовить ужин, починить кран, построить крепость. Все вокруг нас приглашает к интереснейшему исследованию, и это здорово!

Однако, не стоит представлять анскулинг в виде этакого вечного праздника жизни, беззаботного и веселого обучения, которое ничему не учит. Напротив, этот метод требует от ребенка гораздо больших усилий, чем «школа дома» или обучение в школе, где действует внешняя жесткая мотивация – нежелание быть хуже своих сверстников, страх перед плохими оценками, необходимость следовать программе.

Свобода выбора – это основной принцип анскулинга. Никто не стоит за спиной, заставляя что-то делать, не нужно ничего и никому доказывать, соперничать, сравнивать себя с кем-то. Ты волен выбирать сам – заниматься или полежать на диване. Этот выбор предстоит делать снова и снова каждый день, и это очень усложняет задачу.

Ребенок должен сам совершать усилия, принимать решения, бороться с собственной ленью и расслабленностью. Как этого добиться от маленького человека, когда не каждый взрослый может заставить себя активно работать, если это не обязательно? Но все-таки это возможно, если это занятие любимым, очень важным делом. Задача родителей-анскулеров – помочь понять своим детям, что для них является действительно ценным и наполнить обучение смыслом.

Однако не все родители имеют возможность не работать и уделять столько времени детям: ребенок, какой бы умный и организованный он ни был, не может сделать вполне осознанный выбор того, что действительно ему нужно: чем заниматься, как долго и с кем. Да, это так. Анскулинг возможен только в том случае, если позволяет семейный уклад, образ жизни, семейные ценности и финансовые возможности, поскольку несовершеннолетний ребенок не может самостоятельно выбирать для себя образ жизни.

Кроме того не всегда и не все родители могут доступно и логично ответить на вопросы детей, объясняя суть явлений и предметов и обеспечивая понимание. И не все из них могут создать обучающую полезную среду. И с этим аргументом трудно поспорить. Учитывая возраст нового направления, лишь немногие родители из ныне практикующих анскулинг сами были анскулерами. У них нет опыта применения на практике этого метода обучения, и порой они испытывают мало доверия к этому радикальному способу. А сохранившийся в памяти личный школьный опыт только усложняют задачу.

Безусловно, этот метод естественного обучения подойдет далеко не каждому ребенку и не каждым родителям. Этот процесс предполагает подготовку, прежде всего, взрослых и немало усилий с их стороны. По мнению родителей, испытавших на практике метод анскулинга, семьи, где дети обучаются самостоятельно при помощи родителей, как правило, могут сами себя организовать и им не требуется постоянный контроль.

Философия этого обучения предполагает намного больше свободы, нежели при любом другом методе, что является лучшим способом подготовки детей к быстро меняющейся жизни и к неизвестному будущему – так считают последователи новой формы обучения.

Доводы и «за», и «против» звучат достаточно убедительно с обеих сторон. И каждый при желании найдет огромное количество причин, чтобы выбрать анскулинг или его отвергнуть.

Категория: КЛАСС | Просмотров: 192 | Добавил: aromat210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar