09:00
Анскулинг. Часть 1

 

Что такое анскулинг

 

Термин «анскулинг»  произошел  от двух слов: un – не, schooling – школьное обучение (unschooling). Впервые он был употреблен в 1970 году американским педагогом Джоном Холтом – реформатором школьной системы, известным как «отец домашнего обучения». Этот появившийся не так давно метод обучения детей представляет собой один из вариантов получения образования на дому.

Точное определение этому направлению дать достаточно сложно. По той простой причине, что каждая семья, выбирая анскулинг, делает это, основываясь на конкретных причинах и обстоятельствах. И в каждом случае процесс обучения организуется индивидуально, под себя. Сложно выделить какие-то особенно «правильные» способы, как и невозможно найти точных ответов на некоторые возникающие в процессе обучения вопросы. И все-таки, что такое анскулинг? Попытаемся разобраться.

Философия анскулинга

Анскулинг – это такая форма домашнего образования, которая полностью противопоставляет себя обучению в школе, исключая строгое следование не только школьной, но и вообще какой-либо иной программе, и систематические занятия (коллективные или индивидуальные) с учителями или другими наставниками, их заменяющими. И это совсем не то же, что семейное образование и «школа на дому» (ее сторонники в основном придерживаются при обучении школьной программы).

Наиболее радикальные последователи этого метода отвергают совсем какую-либо программу при обучении и исключают итоговую аттестацию. Однако многие сторонники этого метода настроены не так решительно. Они не исключают что ребенок-анскулер может посещать какие-то классы и коллективные занятия, пользоваться традиционными учебниками, помощью наставников (помимо родителей). Но не это будет основой его образования. Отвергая следование школьной учебной программе, они допускают дистанционное обучение по свободной программе и возможность сдавать экзамены за весь школьный курс, что необходимо для получения аттестата зрелости и для дальнейшей учебы в ВУЗе (или для устройства на работу). Анскулеры не отвергают высшее образование, так как не находят в нём тех недостатков, какие они видят в школьном образовании.

Процесс образования при этом методе обучения никоим образом не привязан к получению строго определенного и обязательного набора знаний по спланированной заранее программе, к изучению каких-то строго обязательных учебников, к расписанию или, скажем, к дате ближайшего экзамена. Ребенок обучается и познает мир в естественной среде, не отрываясь от дома и семьи, задавая вопросы своим родителям и получая ответы на них. В результате приобретается жизненный опыт, который лежит в основе такого образования и обучения.

Естественное и совершенно свободное обучение ребенка основывается в первую очередь на его интересах в данный конкретный момент времени, предпочтение отдается тем занятиям, которые выбирает сам обучаемый. Дети сами определяют, что бы они хотели изучать и чем заниматься: темы занятий, время проведения, их периодичность. Задача же родителей – обеспечить их книгами, материалами, другими вспомогательными ресурсами и помогать им.

Наряду с изучением академических предметов, обучение происходит в творчестве, в играх, в общении, во время путешествий и других проявлений повседневной жизни. Джон Холт призывал родителей, выбравших данный метод, не создавать искусственные условия для обучения, а просто жить со своими детьми единой жизнью, используя реальные жизненные ситуации.

В первую очередь, анскулинг – это интересы ребенка, его мнение, его способности и таланты, а вовсе не план родителей по его обучению. Задача же родителей – быть максимально гибкими в отношении детей, прислушиваться к ним, обсуждая с ними вопросы предназначения с самого раннего детства, помогая раскрыться их талантам и найти им применение.

День ребенка может состоять из самых разнообразных занятий в зависимости от его предпочтений и интересов: чтение книг, рисование, рукоделие, просмотр познавательных фильмов и передач, пение, игра на музыкальных инструментах, спорт, конструкторы, настольные игры, ролевые игры. И хотя многие из них формально не связаны с доминирующей темой изучения, тем не менее попутно могут принести с собой множество открытий и новых знаний.

И не важно, если ребенок длительное время увлеченно занимается только одной понравившейся ему темой и изучает ее достаточно глубоко, читая книги, журналы, используя рабочие тетради, просматривая учебные видеоуроки, документальные фильмы, учебные программы, познавательные приложения. Спустя какое-то время интерес может проявиться к чему-то другому. Согласитесь, в школе такое построение учебного процесса невозможно в принципе.

Увлеченное изучение понравившейся темы и глубокое в нее погружение позволяет добиваться отличных результатов и далеко опережать в той или иной сфере своих сверстников, обучающихся в школе. Основное же преимущество анскулинга (по мнению тех, кто на себе проверил эту систему образования) в том, что ребенку предоставляют выбор и позволяют быть ребенком. Такая свобода помогает ему становится более самостоятельным и ответственным за свою жизнь.

Само же обучение проходит гораздо быстрее и интереснее. Ведь человеку всегда легко дается то, что ему интересно, что он делает с удовольствием, в чем ощущает потребность.

‍Последователи анскулинга считают, что свободное обучение полезно как детям, так и их родителям. Когда нет какой-то отдельной «школы», учёба — это и есть жизнь.

Категория: КЛАСС | Просмотров: 202 | Добавил: aromat210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar