09:00
Альтернативное образование. Часть 1

 

Альтернативное обучение

 

Многие родители приходят к выводу, что современная общеобразовательная школа – это не совсем то, что требуется их ребенку. Что нынешняя система образования далеко не всегда в состоянии вырастить Личность. Но открытым остается вопрос: какие есть варианты? Законом нашей страны предусмотрены некоторые альтернативные формы образования, обучаясь по которым ребенок обязательно проходит государственную аттестацию и получает документы об образовании, утвержденные законом. К этим формам обучения относятся экстернат и все виды семейного обучения.

Экстернат – это порядок сдачи экзаменов за курсы полной средней общеобразовательной школы для лиц, в них не обучавшихся (экстернов). То есть ребенок приходит в школу только для того, чтобы сдать итоговые экзамены. При этом экзамены проводятся по классической школьной программе. Как он занимался и с кем – никого волновать не должно. Экстернат хорош для одаренных деток, которые теряют интерес к обучению, посещая обычную школу, или для тех, кто по разным причинам должен раньше закончить класс. К плюсам обучения экстерном относятся развитие в ребенке ответственности, самостоятельности и способности к самоконтролю. Этот вид образования предполагает родительское участие в процессе обучения и финансовые расходы для освоения учебного материала.

Семейное обучение - при таком виде обучения ребенок закрепляется за одной школой, однако учебную программу он осваивает самостоятельно или при помощи надомных педагогов или родителей. Семейное образование предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. Учащиеся проходят ГИА в форме основного государственного экзамена ОГЭ (9 класс), а также в форме единого государственного экзамена ЕГЭ (11 класс). Обучающийся вправе пользоваться школьной библиотекой, получать консультации и медпомощь.

Этот способ обучения предпочтителен в конфликтных ситуациях в школе, особенно если родители не могут перевести ребенка в другую школу, из религиозных соображений, для того чтобы оградить его от негативного отношения одноклассников и давления со стороны педагогов.

 

Но детей на альтернативном обучении никогда не будет много, поскольку этот путь подходит только для тех, кто готов принимать активное участие в образовании своих детей.

 

Нешколы

 

Нешколы (или семейные школы) – это новое явление в образовании. Они появились как альтернатива госшколам.

Нешкола — это объединение педагогов и родителей, выбравших для своих детей семейную или заочную форму обучения. У таких сообществ нет и не может быть лицензии на образовательную деятельность (как, например, у частных школ) потому что это вообще не школы в традиционном понимании этого слова. Здесь нет учителей в школьном понимании, а есть яркие, интересные взрослые, у которых хочется учиться и с которых стоит брать пример. Они могут быть педагогами, психологами, математиками, биологами, лингвистами и много кем еще.

Такие объединения обычно сами по себе убыточны и существуют при каком-то бизнесе: детском саду, инфобизнесе, психологическом центре, как коммерческий класс при гос.школе, при досуговых центрах или учреждениях доп.образования. Сюда часто приходят альтруисты-энтузиасты-оптимисты, способные прошибить лбом стену, пройти сквозь непреодолимые преграды и совершить невозможное. Люди, не утратившие способность познавать и восхищаться, как это часто происходит, когда уходит детство.

Здесь нет уроков, а есть эксперименты, путешествия, исследования, проекты, музеи, походы, общение, игры, тренинги, прогулки и другие занятия по душе. Здесь, как правило, нет домашних заданий, а есть потребность искать ответы на свои собственные вопросы, и неважно, где этот процесс происходит, дома или в школе. Здесь важен не объем знаний, а интерес к познанию.

В последние годы таких нешкол становится все больше и больше. Как сказала Анна Турчанинова, один из организаторов подобного объединения: «Мы уже не готовы делегировать государству и профессионалам воспитательную инициативу и формирование системы ценностей. Хотим сами быть как минимум квалифицированными заказчиками и соисполнителями. Поэтому создание семейных нешкол — это вполне предсказуемый ответ зрелых, адекватных родителей на бесконечные, непонятные, разнонаправленные действия государства по изменению системы образования».

Эти проекты, как правило, начинаются как некоммерческие. Обучение детей родители оплачивают вскладчину. Однако, опыт показывает, что дорасти до средней и старшей школы только на энтузиазме организаторов и родителей почти невозможно. Наше государство никак не поддерживает альтернативное образование. Поэтому сообщества растут вместе со школьниками, развиваются, структурируются, приобретают черты бизнеса… либо распадаются. А на смену им приходят другие. И это не катастрофа, а просто один из этапов роста. Кто решил, что школа у ребенка должна быть всего одна?

 

Альтернативная школа

 

Думали ли вы когда-нибудь о том, чтобы ваш ребенок посещал только любимые уроки? Имел возможность проявить свои творческие способности и получал свободу действий? Многие альтернативные школы утверждают, что все это возможно.

Альтернативная школа — это образовательное учреждение с нетрадиционными учебным планом и методами. Правовая основа для такого образования зависит от государства и определяет любое обязательство соблюдать стандартные тесты и оценки. Такие школы предлагают широкий спектр стратегий обучения; некоторые из них имеют сильную религиозную, научную или философскую ориентацию, в то время как другие не зависят от какой бы то ни было идеологии и образовываются разочарованными учителями и преподавателями. Альтернативная система образования хороша тем, что в ней больше ориентируются на нужды учеников, а не на систему как таковую. Каждый ребенок имеет возможность выбрать темп и способ изучения материала на уроке. Гибкие учебные планы нацелены на то, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Основными принципами альтернативной школы являются взаимная работа учителей и учащихся, а также приветствие новых идей и уважение традиционных педагогических правил.

Альтернативное образование охватывает педагогические подходы, отличающиеся от традиционной педагогики. Многие альтернативы в области образования характеризуются небольшими размерами классов, тесными отношениями между учениками и преподавателями, а также чувством общности.

Несмотря на многие позитивные стороны альтернативных школ, нельзя не заметить, что основные принципы их образовательной системы весьма плохо совмещаются с нормативным полем массового образования. Эта деятельность не лицензируется и не подпадает под многочисленные правовые акты, регламентирующие работу образовательных учреждений.

Категория: КЛАСС | Просмотров: 203 | Добавил: aromat210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar